Рядовой Александр Ушаков погиб, спасая своих товарищей
— Я горжусь своим сыном. Он отличный воин…
Эдуард Ушаков — капитан запаса. Горный спецназ. Армейская элита. Боевой опыт. По-военному сдержан и по-мужски твёрд. Но ему трудно сказать про сына: был.
Это случилось прошлой осенью. Сентябрь в Донбассе ещё жаркий. А в Клещеевке жарко всегда. Это как ад на земле. Не зря здесь есть свой «Проход дьявола» — железка из Бахмута (Артёмовска).
В тот день Саша Ушаков выдвинулся с группой на разведку. Сработать по-тихому не вышло: вступили в бой, ликвидировав пулемётное гнездо и восемь вэсэушников. Потом была ответка: враг открыл шквальный огонь. Как старший группы Саша скомандовал ребятам отход, сам остался их прикрывать.
У него было два ранения. Держался на пирамидоне, вколов его в себя. На том, что приказа отступать не было! И что должен вернуться. Несмотря ни на что. Он же слово дал своим родным: «Обязательно, вот увидите!» Он очень хотел жить, любить детей, строить. О высшем образовании думал. Окончили же университет двое его братьев. Целые сутки и ещё три часа, истекая кровью, он держал позицию. А товарищи предпринимали попытки вытащить своего Адмирала…
Рядовой Адмирал
Не каждого Ушакова так назовут. Фамилия фамилией, но такой позывной надо оправдать.
— Он — как я, — говорит отец, — я его звал Уравнителем. Какая драка самая лучшая? Та, которую удалось предотвратить. Вот он такой. Уверенный, чувствует ситуацию, умеет ладить с людьми. Ещё на сборном пункте в Твери перед отправкой в зону СВО проявил себя. Помогал привести в чувство парней, которые, оказавшись вне привычной обстановки и не зная, что их ждёт, порою теряли голову.
Как и отец, Саша служил в спецназе, только это был спецназ ГРУ — войсковая разведка ВДВ. Только срочную. Только рядовым. Рядовой Адмирал — бывает и так.
Когда родители приехали навестить Сашу в Твери, к их удивлению, тогдашние его сослуживцы подходили поблагодарить: «Спасибо за сына! Настоящий мужик». Вроде до войны ещё даже не доехали.
Так надо, сынок
Эдуард Борисович не без упрёка в наш журналистский адрес вспоминает избитую фразу о том, как, получив повестку, молодой человек без раздумий откликается на призыв Родины:
— К чему этот фальшивый пафос? Мы же живые люди — со своими мыслями и сомнениями. Вот и у Саши был вопрос: «Батя, как так получается, что я, крестецкий парень, буду освобождать их землю, а они, сбежав из родных мест к нам, воевать совсем не собираются?»
Саша имел в виду переселенцев, коллег по работе. И что сказал ему отец?
— У нас с ним всегда — по-честному. Дело-то ни в ком-то другом, а в нас самих. Это нас, Россию нашу, зажали так, что пора было уже и характер показать. Я же офицер, как я могу думать иначе? Я всегда считал, что сына надо воспитывать как мужчину и гражданина, иначе получишь размазню или того хуже. И что в человеке обязательно должен быть стержень — пусть хоть медный или деревянный. Только не пустота. А Сашка — он с железом внутри. Он и сам всё понимал.
Он — легенда
— Не надо меня нести, я сам! — сказал Саша парням, сумевшим-таки пробиться к нему.
И упал.
— Сейчас, Саня, сейчас. Держись, всё будет хорошо.
Это были Музыкант и Седой — его друзья. Музыкант и сам был ранен, пока выносил друга. А до него — ещё восемь ребят. Вся разведрота хотела вытащить своего Адмирала.
Его любили. За характер — спокойный и незлобливый. За то, что сам не раз спасал других. За особую способность провести ребят на задание в обход мин. И с дороги не собьётся. Так всегда было: в лесу ходил, как по своим Крестцам. Чуйка у него. Даже комбат прислушивался. «Так, выступаем пораньше — часов в пять». Саша: «Мне кажется, что лучше было бы в три» — «Да? Значит, в три!»
Сколько не хватило их, этих часов? Три? Пять? Больше? Саша умел собрать всю свою волю в кулак, умел, сжав зубы, терпеть боль. Но это поле боя, эта Клещеевка будто забрали всю его силу. Медленно наползала темнота. Заражение крови. Врачи боролись. Операция, клиническая смерть, реанимация…
Первым узнал про Сашу старший брат. Родные тревожились: нет вестей. Вячеслав мониторил Интернет — госпитали, волонтёрские группы. И ему прислали фото парня с татуировкой летучей мыши (эмблема спецназа) на госпитальной кровати. Будто кольнуло в груди: «Саша!» Связался с автором поста, с госпиталем и…
На похоронах командир роты Валдай — он тогда был в отпуске — говорил, что Саша в нашем новгородском 1008-м полку стал легендой ещё при жизни. Музыкант просил прощения у родителей, что не успели вытащить Сашу. «Нет, ребята, вы сделали всё, что было в ваших силах, — сказал им Эдуард Борисович. — Он всё-таки вернулся домой, и мы смогли его достойно похоронить».
Когда мы увидимся
Время лечит. Это и так, и не так. Оно притупляет боль.
— У нас очень дружная семья, у меня хорошие сыновья, — говорит Эдуард Борисович. — Но как же всем нам не хватает Сашки! Как душу вынули. Всё у него как-то душевно выходило. Слышу его голос: «Мамуль! Батюнь!»
— Когда мы с ним увидимся — хочется же верить, что есть и другая жизнь, вечная, — я скажу ему: «Саш, ты был прав, но не во всём, — делится тем, что у него на душе, Вячеслав. — Саш, ты умничка, ты мужик. Но если бы хоть чуточку меньше строгости к себе, мы не расстались бы так рано. Такие, как ты, должны жить. И продолжать жизнь. Растить нормальных детей».
Старший сын говорит, что отец воспитывал всех одинаково. И что «все мы ему за это благодарны, это помогает жить».
За други своя
Ушаков-старший признаёт, что «вопросы имеют место быть». И поэтому:
— Мы с нашими десантниками готовим депутатский запрос по поводу увековечения памяти земляков, погибших на СВО. Это могла бы быть аллея Славы. Или Героев. Когда я иду к Саше, а на нашем гражданском кладбище есть уже несколько могил участников СВО, то со всеми этими ребятами здороваюсь. Неважно, что у них было в жизни до войны. Для меня все они — герои. Каждого нужно помнить, о каждом рассказывать людям, особенно младшему поколению. Мы чего ждём, не понимаю? Больше, чем полгода прошло, как я поднял вопрос о памятной доске на школе, где учился мой сын. Туда его дети уже ходят. Пообещали и забыли? Кадыров ввёл звание Героя Чеченской Республики? Кто нам мешает особо почтить своих героев?
Эдуард Борисович считает, что его сын отдал жизнь, совершив подвиг. За други своя! Ведь, как все мы знаем, нет большей чести.
* * *
Рядовой Александр Ушаков награжден орденом Мужества. Посмертно. Но были ещё награды. К сожалению, так и не полученные ни самим солдатом, ни его близкими . Вот выписки из документов. «В период с 21.07.2023 по 29.07.2023, несмотря на плотный артиллерийский огонь противника, продвинулся в составе группы в район предполагаемого размещения позиций подразделения в н.п. Бахмут, под огнём противника заводил личный состав мсб на позиции, избежав при этом потерь в личном составе и технике». За эту боевую работу он был представлен командованием к медали «За отвагу».
«11 августа 2023 года в районе н.п. Клещеевка производил корректировку работы артиллерии, используя квадрокоптер. В результате слаженных и умелых действий расчётов удалось уничтожить личный состав и технику противника». За это разведчик-сапёр разведроты 1008-го мотострелкового полка Александр Ушаков был представлен к ордену Святого Георгия — Георгиевскому кресту IV степени.
Для родного посёлка Саша Ушаков точно — герой. Пример для ребятишек. Проводник в будущее, где не должно быть не только минных троп, но и равнодушия к памяти тех, кто по этим тропам ходил.
Всё не просто так. И приказа отступать не было.
Публикации спецпроекта можно найти по хештегу «солдатский орден».
Теги: Солдатский орден, СВО, Новгородская область, общество