Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

«Не за медали служу»

Офицер новгородского отряда специального назначения «Русич» стал на СВО бойцом добровольческого отряда

Михаил Михайлович — человек с юмором. На фото можно рассмотреть шеврон с фразой: «Нет ума — штурмуй

Михаил Михайлович — человек с юмором. На фото можно рассмотреть шеврон с фразой: «Нет ума — штурмуй

Фото: из архива Михаила КОСТИНА

Офицер новгородского отряда специального назначения «Русич» стал на СВО бойцом добровольческого отряда

— Что такое страшно? — переспрашивает офицер отряда специального назначения «Русич» 38-летний Михаил КОСТИН. — Не хочу, а надо идти, надо переступить через себя. Есть приказ, и нужно выполнить задание. Была ситуация: начали нас обстреливать всем чем только можно. А нам не выйти. Руководство: «Прячьтесь!» А куда прятаться-то? Вокруг одни кусты, нет ни блиндажа, ни землянки. И наши не могут подойти, чтобы помочь нам. Нашли место под кустиком с товарищем, который тоже опытный боец, много у него было контрактов до СВО. Он мне говорит: «Мы отсюда не выйдем». И я тоже головой понимаю, что живыми мы не выберемся. Вокруг лежит много наших убитых парней. Украинские артиллерия, беспилотники работают по нам. А мне смешно, возможно, такая защитная реакция организма, вот, думаю, до дома 10 дней осталось. Обидно, что уже вроде как собрался, но, видимо, не получится вернуться. 

Тот день — 12 июня на Купянском направлении — Михаил никогда не забудет. Казалось, что противник специально к Дню России готовился — копил снаряды. К своим удалось добраться только через три дня. К счастью, без серьёзных ранений. 

Офицер — звучит гордо

В «Русиче», новгородском отряде специального назначения уголовно-исполнительной системы, Михаил Костин с 2004 года. Учился по целевому направлению от УФСИН России по Новгородской области в Псковском юридическом институте. В кабинете за бумажной работой себя представить не мог, поэтому после вуза сразу попросился в спецназ. 

— Наверное, у меня такой тип характера. Я так устроен, что мне необходимо движение, спорт, чтобы бегать, прыгать. В молодости увлёкся охотой, любил ходить по лесам. И до сих пор не моё это — отдыхать дома на диване, мне нужно быть чем-то занятым, — признался Михаил. — Обратился к командиру русичей Владимиру Николаевичу Кудрявцеву, мол, возьмёте меня? Но решение о приёме в отряд всегда принимается коллегиально и после прохождения испытаний на выносливость — сдачи норматива по физподготовке, показа себя в рукопашном бою. Выполнил весь комплекс, и мою кандидатуру единогласно поддержали. 

Быть офицером, по словам Михаила Костина, — это нести ответственность. И за пределами службы её снять вместе с рубашкой с погонами нельзя. Нужно иметь морально-волевые качества, не избегать тяжелой работы и не черстветь душой. В трудную минуту стать для кого-то психологом, выслушать, подбодрить. 

В составе «русичей» Костин выезжал два раза в Чечню. И хотя к тому времени конфликт считался официально законченным, наши бойцы ухо держали востро. Боевики могли напасть исподтишка. И всё же чеченские командировки не идут ни в какое сравнение с боевыми операциями СВО. По словам Михаила, война, которую ведёт на Украине противник, отличается подлостью и технологичностью:

— Сидит какой-нибудь ботаник за планшетом и, словно в компьютерной игре, развлекается. А он дрон со смертоносным зарядом ведёт на наши позиции. И когда совсем не ждёшь беды, происходит поражение. Через месяца три научился прогнозировать, разбираться в ВСУшных хитростях: чего ждать, когда прилетит дрон-камикадзе, как не засветить своё расположение. 

Шеврон с СВО

Как действующий сотрудник Федеральной службы исполнения наказаний Михаил Костин не подлежал мобилизации. В зону СВО он уехал добровольцем. Некоторые его убеждали: дождись пенсии по выслуге лет, не торопись. Но он принял решение уволиться и стать бойцом одного из самых популярных в России добровольческих отрядов. Супруга воспротивилась, но, понимая, что спорить с Михаилом бесполезно, в конце концов смирилась. А маме он до последнего не говорил о контракте. 

— Многие интересовались: зачем тебе это надо? Чего не хватает? А у меня уже давно на эти вопросы был готов ответ. Я много лет учился военному делу. И как профессионал мог реализовать себя на СВО. Мои моральные принципы не позволили мне отсиживаться. В декабре прошлого года подошёл к своему начальнику, привёл ему свои доводы отправиться «за ленточку». «Удерживать, — говорит, — не буду, раз так решил. Не на дискотеку ведь отпускаю». Уволился, и уже на следующий день — в путь. 

Бойцов из добровольческого отряда, где служил Костин, направляют на опасные участки фронта. Они идут на самый передний край, славятся своими дерзкими вылазками на территорию врага. 

Михаил Костин попал в подразделение разведки. Чёрный шеврон с символикой отряда он до сих пор носит на правом рукаве камуфляжной куртки. 

В одном окопе

Война его накрыла сразу, но всё-таки немного лёгкого юмора оставила. В тот момент в одной руке он сжимал ствол оружия, а в другой — решётку куриных яиц. 

— Только ленту пересекли, нас, новичков, сразу машина забрала. Ночь. Едем куда-то, а рядом с нами — взрывы. Дроны-камикадзе летят. Обстрелы. Из техники люди, объятые пламенем, выбегают. Водитель гонит, но при этом спокоен. Мы, ещё не отвыкшие от гражданки, смотрим на всё происходящее глазами-гайками. Нас по кузову болтает. А надо бы яйца не разбить, которые нам до этого в качестве гуманитарки выдали. Впереди всё сверкает, а мы именно туда и мчимся.

На СВО оказываются разные люди и по разным причинам. Афоризм, что «в окопах не бывает атеистов», хорошо известен. Но нет в них ни госслужащих, ни бизнесменов, ни рабочих. Когда бойцам, у которых самое разное прошлое, нужно выполнить общую задачу, они становятся сослуживцами. Впрочем, в зоне боевых действий всё быстро встаёт на свои места: «кто друг, кто враг, кто просто так». 

— Человек может красиво говорить, корчить из себя героя, а по факту выясняется, что это лишь бравада и слова. И к тому же война — это не только стрельба, атака, штурм, это ещё и быт. Сразу становится очевидно: умеет боец хоть что-то делать руками, — замечает он. — Некоторым было сложно даже печку растопить. Пошли с одним в разведку, увидели ветки, погрызенные бобрами, а он испугался, что это ловушка. А что от него ждать, если он — городской и диких животных никогда не видел? Учил пацанов оружие пристреливать. Публика разношёрстная подобралась. И нужно было уметь уживаться со всеми. Со многими и сейчас периодически общаюсь, связь поддерживаю. Зато теперь в мирной жизни, когда слышу чьи-то жалобы, смеюсь: разве это вообще проблема? На фронте ценятся самые простые вещи, среди которых — детские письма и рисунки. Доставят их на фронт — обеспечат солдатам развлечение, отдых для души, когда она просит чего-то доброго, светлого. Повесишь рисунок на стену блиндажа — радость, и интерьер повеселее. 

Недавно из Луганской Народной Республики ему пришла медаль «За отвагу». Не скрыл, что было приятно получить награду. Она для него как символ признания его воинских заслуг. «Но воевал и служу я не за медали», — добавил он с улыбкой. 

* * *

В настоящее время майор внутренней службы Михаил Костин делится с молодыми спецназовцами практическими навыками, передаёт им знания, которые помогут сохранить жизни. Учебники по тактической подготовке с учётом того, что преподнесла специальная военная операция, пока не написаны. А у него — огромный опыт. Не отказывает школам, если зовут провести для подростков урок мужества:

— Не должны школьники получать информацию о специальной военной операции только из Интернета. Там на Украине все эти годы не сидели без дела. С 2014 воздвигали укрепы. Из данных украинских военнопленных, с которыми я лично разговаривал, они готовились напасть на нашу страну. Но Россия сыграла на опережение. Об этом нашим детям нужно рассказывать. И им нужны примеры реальных людей. Школьники должны осознать, что в итоге произойдёт, если один откажется воевать, другой, третий. Кто тогда защитит Родину?

Разговор с Михаилом Костиным состоялся в учебном классе базы «Русич» накануне Дня Героев Отечества.

Публикации спецпроекта можно найти по хештегу «солдатский орден».

Теги: Солдатский орден, СВО, Новгородская область, общество

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Самое сложное уже позади»

«Самое сложное уже позади»

Тяжёлая травма, полученная на фронте, не помешала молодому ветерану СВО Андрею Петрову обрести семейное счастье

Путинский призыв,

Путинский призыв,

или Новое назначение рядового Глинкина

Читаем СВОих

Читаем СВОих

Вышла в свет книга рассказов и стихов ветеранов и их близких «Слово после боя»

Старшина Снег

Старшина Снег

Он пробовал связать свою жизнь с армией, но по-настоящему это сделал только в зоне СВО

Путь Кочевника

Путь Кочевника

Когда началась мобилизация, Асылбек Нетешев сложил полномочия главы поселения и ушёл на фронт

Тихий выжил

Тихий выжил

— Посечённый осколками, обгоревший, обмороженный, он семь суток полз к своим

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА