Российский мессенджер МАХ запустили весной этого года. Но пока идёт тестирование, новые функции подключаются постепенно. Число пользователей растёт. Появляются каналы от проверенных источников, в том числе «Комсомольской правды».
«Комсомолка» решила проверить, как развивается отечественная платформа и чем уже превосходит своих основных конкурентов — Telegram и WhatsApp (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена).
Позвони мне, позвони
В целом основные функции есть у всех мессенджеров.
Во-первых, это возможность обмениваться сообщениями, в том числе аудио- и видеопосланиями. Хотя позвонить и поговорить сейчас в России можно только через MAX.
Во-вторых, чаты и чат-боты. Этот функционал особенно нужен бизнесу, чтобы привлекать клиентов и общаться с ними.
В-третьих, кроссплатформенность. Если переводить на русский язык, это значит, что пользоваться мессенджерами можно на любом гаджете — как на телефоне, так и на компьютере (через приложение или браузер).
Но на этом сходства заканчиваются.
По многим направлениям наш мессенджер уже обошёл конкурентов (подробнее — см. графику). В том числе за счёт своего статуса — государственного. Это даёт возможности безопасно интегрировать туда многие функции, которые нельзя доверить площадкам с серверами, находящимися за рубежом.
— MAХ опережает зарубежные платформы и вряд ли уступит лидерство в части связи с госсервисами. Он создаётся не просто как ещё один мессенджер — это будет доверенная среда коммуникации между гражданами РФ, бизнесом и государством. И это как раз тот случай, когда местная разработка не догоняет, а задает новый вектор, — говорит предприниматель и IT-эксперт Юрий ГИЗАТУЛЛИН.
Работает быстро, отвечают оперативно
Ещё одно преимущество MAХ — стабильность работы звонков и видеосвязи при плохом качестве подключения. Конкуренты похвастать этим не могут. И не потому, что они плохие:
— Всё просто: когда у вас падает скорость Интернета (например, вечером весь район смотрит фильмы на стриминговых платформах), MAХ способен автоматически подстраивать поток, не обрывая звонок. Да, так могут все, но у Telegram и WhatsApp* обработка идёт через зарубежные серверы, поэтому при плохом соединении данные «гуляют» по более длинному маршруту, и по этой причине наблюдаются «провалы» или зависания видео. MAХ находится в выгодном положении, используя именно национальные датацентры, которые ближе к потребителю. За счёт этого звонки и видео действительно стабильнее и быстрее, — говорит Юрий Гизатуллин.
Другой важный плюс MAХ, который я узнал на своем опыте, — у него быстрее, чем у конкурентов, работает служба поддержки пользователей.
— Поддержка очень нужна, много вопросов решается только через поддержку: потеря прав, передача аккаунтов, жалобы и прочее. Особенно при работе с бизнес-аккаунтами и цифровыми документами. Поддержка есть везде, но в основном из-за огромного числа пользователей она закрыта семью замками: вы оставляете запрос и сутками ждёте, когда освободится ближайший оператор. В MAХ аудитория пока меньше, плюс они построили живую службу поддержки, где часть запросов обрабатывает ИИ-ассистент, а часть — операторы. И скорее всего, ИИ учится на ответах оператора и при следующих подобных вопросах уже не подключает живого человека, — объясняет эксперт.
Для предпринимателей у MAХ есть свое предложение — «Отдельная платформа для бизнеса». В «телеге» тоже имеется нечто подобное, но…
— В Telegram есть бизнес-аккаунты и боты, но нет интеграции на уровне юридических операций. MAХ создается как экосистема, где бизнес может работать официально: идентифицировать клиентов, принимать платежи через СБП, использовать цифровой ID (удостоверение. — Прим. ред.) и электронную подпись. Это ближе к «цифровому документообороту в мессенджере», чем просто к переписке. И это хорошо. Идём по китайскому сценарию развития с их WeChat.

Риски ниже
Кстати, вы замечали, что, когда устанавливаешь любое приложение, оно запрашивает кучу разрешений? Геолокация, контакты, файлы…
— Чем больше разрешений — тем выше риск утечки данных или стороннего использования. MAХ запрашивает меньше разрешений, чем конкуренты. То есть он потенциально меньше вмешивается в устройство и более прозрачен по сбору данных, — говорит Юрий Гизатуллин. — Весь этот шум по вопросу «слива данных» поднимают те, кто не очень разбирается в устройстве программ. Привычки из прошлого всё ещё живут в генах и мешают получать пользу от нововведений. Хотя к гениальным Госуслугам мы уже привыкли. Вот и к MAХ привыкнем.
Ещё из не совсем привычного: в MAХ есть «Центр безопасности» и «Безопасный режим». Что это такое?
— Речь о функциях защиты. «Центр безопасности» — это интерфейс, где можно управлять разрешениями, видеть, какие данные передаются, и ограничивать подозрительные активности. «Безопасный режим» — это фильтрация звонков и сообщений, маркировка чувствительных материалов. У Telegram это частично реализовано только в премиальной версии, а в MAХ — по умолчанию, — растолковал эксперт.
Андрей ЗАЙЦЕВ, «КП»
**Может использоваться при подтверждении возраста, статуса многодетного родителся, обучения в вузе. В перспективе — при подтверждении личности во время заселения в гостиницу.
Теги: MAХ, мессенджер, Россия, соцсети, Комсомольская правда















