«Всё было, как во сне», «Мной словно кто-то управлял» — так описывают свои чувства пострадавшие от телефонных мошенников. Почему же преступникам удается манипулировать людьми? На какие кнопки они давят? И как выстроить свою психологическую защиту (так называемый когнитивный щит)? Об этом «Комсомолке» рассказала кандидат психологических наук, доцент экономического факультета, руководитель магистратуры «Поведенческая экономика и экономическая психология» Санкт-Петербургского госуниверситета Ольга МЕДЯНИК.
НА ЧТО МЫ КЛЮЁМ
— Ольга Викторовна, почему люди в принципе ведутся на мошенников?
— Тут дело скорее не в глупости или наивности. Мошенники взламывают базовые настройки мозга, которые в обычной жизни нас спасают. Один из крючков, на которые ловят телефонные мошенники, — страх потери. «Вам грозит тюрьма!», «Ваши деньги в опасности!» В этой ситуации мозг отключает логику и включает режим «спасти любой ценой». Это инстинкт выживания, которому миллион лет. Его не обманешь умом.
Реальный пример. Моя знакомая, кандидат наук, знает три языка, перевела мошенникам 400 тысяч рублей. Позвонили, рассказали про «арест счетов». Она потом говорит: «Я как будто смотрела на себя со стороны и не понимала, что делаю, но остановиться не могла». Это и есть взлом сознания.
— Получается, к каждому могут найти какой-то ключик. Какой в этом случае нужно поставить «замок», чтобы мошенники точно не пролезли?
— Идеальная метафора! Давайте честно: совершенного замка не существует. Но есть «сигнализация», которая вас разбудит. Мне видятся три уровня защиты.
Автоматическое правило (инстинкт)
Вбейте себе в подкорку, как таблицу умножения:
— любая срочность = мошенники;
— любой запрос назвать код = мошенники;
— любое «не говорите никому» = мошенники.
Это должно стать, как «отдернуть руку от огня» — без размышлений.
Никакой срочности
У меня есть правило: все важные решения — только после паузы. Если звонят «из банка», нужно ответить: «Я вам перезвоню». Если это правда, информация никуда не денется через 10 минут.
«Внешний мозг»
Самая мощная защита — позвонить близкому человеку перед любым финансовым решением. Договоритесь с кем-то: «Если я тебе звоню и говорю про срочный перевод денег, останови меня». Главное — помнить, что всегда и у всех есть «кнопка эвакуации»: положить трубку и сразу позвонить близкому. Это не трусость и не глупость. Это мудрость. Лучше десять раз перестраховаться и выглядеть параноиком, чем один раз поверить преступникам и потерять всё.
«ТРУБКУ НАДО БРАТЬ ПРАВИЛЬНО»
— Часто рекомендуют не брать трубку, если звонят с незнакомых номеров. Но ведь это может быть звонок от курьера, дальнего родственника или старого друга…
— Совет не брать трубку — это как «не выходите из дома, там опасно». Технически верно, но жить невозможно. Мой подход — трубку берите, но правильно.
Молчите первые 2-3 секунды
Автоматические обзвонщики в этот момент отключаются (или начинает говорить робот). При этом настоящий человек при такой паузе скажет: «Алло?» А мошенник в большинстве случаев начнет твердить шаблонный текст (например, «вас беспокоит следователь такой-то, с вашего счёта была попытка перевода» и т. п.).
Не подтверждайте данные первым
Если мошенник спросит: «Это Иван Петрович?», не надо отвечать: «Да, это я». Лучше сказать: «Кто спрашивает?»
Золотая фраза
Просто скажите: «Не могу говорить, перезвоните через 5 минут». И кладите трубку. Курьер или старый друг перезвонит или напишет в мессенджере. Мошенник вряд ли перезвонит. Ведь они, как правило, работают на потоке.
КОГДА ЧЕЛОВЕК НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМ
— Когда человек больше всего подвержен внушению со стороны мошенников?
— Есть «окна уязвимости», когда мы все становимся легкой добычей. Когда внушаемость максимальна:
При усталости и недосыпе
После 20.00, когда вы устали, приходится пик звонков мошенников. Это объясняется тем, что префронтальная кора (логика) засыпает первой. Реальная статистика: люди переводят деньги мошенникам чаще всего между 19.00 и 22.00 — когда устали, но ещё не спят.
Во время монотонной деятельности
Например, едете в транспорте, моете посуду. В этом случае мозг находится в «режиме автопилота». Поэтому мошенникам легче перехватить управление мозгом.
При одиночестве, изоляции
Мы провели исследование, которое показало, что на 240% увеличивается уязвимость человека, если он одинок. Пандемия была золотым временем для мошенников — люди изголодались по общению.
В переходные периоды
К таким можно отнести: выход на пенсию, переезд в новый город, после родов и т. д.
После стресса
Например, это могут быть 2-3 дня после увольнения, ссоры или потери. Мозг истощён, ищет «простое решение». Именно поэтому на финансовые пирамиды люди часто клюют после развода с супругом.
ДЕЛО ТЕХНИКИ
Бороться с мошенниками можно не только психологическими методами. Но и техническими. Вот три способа защиты денег, которые может использовать каждый.
Поставьте самозапрет на выдачу кредитов
Это можно сделать через Личный кабинет на портале Госуслуг. И вы (а также жулики от вашего имени) не сможете брать потребительские кредиты в банках и микрофинансовых организациях. При необходимости запрет можно снять, но это займет не меньше двух дней — хватит, чтобы одуматься, если заём хотели взять под влиянием мошенников.
Подключите сервис «второй руки»
С 1 сентября клиенты банков могут назначить доверенное лицо (родственника или друга) для, например, денежных переводов или снятия крупной суммы наличными. Доверенное лицо получит уведомление, если вы захотите выполнить такую операцию. И сможет её одобрить или отклонить. Чтобы назначить «вторую руку», нужно написать заявление в банке.
Установите «доверенный контакт» на Госуслугах
Мошенники мечтают взломать наши аккаунты на Госуслугах. Для этого они и выманивают у нас коды из СМС с паролями. Если же друг или родственник станет вашим «доверенным контактом», то сообщение от портала сначала будет приходить ему, и только после его одобрения — вам. Назначить «доверенный контакт» можно в разделе «Безопасность» на Госуслугах.
Евгений БЕЛЯКОВ, «КП»
Теги: телефонные мошенники, общество















