Готовность спортивных объектов к зимним Играм проверил корреспондент «НВ»
В начале октября курортный Сочи встретил неприветливо — холодной для этого времени года погодой и непрекращающимся дождем.
В парках города еще не были ликвидированы следы прошлого урагана, а МЧС вновь по всем каналам местного радио и телевидения объявило штормовое предупреждение. Серое небо и серое море не располагали к поездкам и экскурсиям, но любопытство, конечно же, пересилило. И вот я в автобусе, в составе группы журналистов рано утром отправляюсь туда, где совсем скоро пройдут 22-е зимние Олимпийские игры.
Из прошлого в будущее
В прессе до сих пор разворачиваются дискуссии о том, успеют ли строители выполнить весь заявленный и поистине грандиозный объем работ, поэтому было интересно прочувствовать предолимпийскую атмосферу знаменитого курорта и своими глазами увидеть все олимпийские объекты.
Осенний густой туман потихоньку рассеивался, и за окном один за другим сменяли друг друга удивительные по красоте пейзажи: знаменитые санатории, тропическая растительность и, конечно же, главная достопримечательность — Черное море. Местные жители уже придумали такую шутку: спортсменам на зимних Играх будет не до рекордов — разглядывая местные красоты, они и вовсе забудут, зачем сюда приехали.
Экскурсовод Елена, она же — волонтер будущих Олимпийских игр, увлекательно рассказывала об истории Черноморского побережья: но большинство из нас, уже не раз бывавших в этих местах, напряженно вглядывались в окна автобуса, пытаясь увидеть те перемены, которые произошли здесь за последние годы. А их было немало. Даже из окна нашей гостиницы «Жемчужина» были видны башенные краны в самом центре Сочи. Вот и сейчас в глаза бросалось обилие строительной техники и какой-то новый, более европейский, что ли, вид поселков и деревень: практически все частные дома были выкрашены одинаковой, песочного цвета краской, покрыты красной или зеленой черепицей и огорожены одинаковыми заборами из местного камня. Были заметны и результаты крупномасштабного озеленения — деревья и кустарники появились у обочин дорог и на месте бывших пустырей.
Первая наша остановка — Имеретинская долина, где на берегу Черного моря в междуречье Мзымты и Псоу раскинулся так называемый прибрежный кластер. Дорога до Адлера промелькнула незаметно, и вот уже за поворотом видна огромная территория, на которой расположились Олимпийский парк, Олимпийская деревня, медиацентр, гостиничные комплексы и вокзал, главным украшением которого станет уникальный фонтан «Каскад» длиной 35 метров. Сам вокзал, сверху напоминающий птицу, рассчитан на два режима работы — обычный и в формате Олимпиады, когда пропускная способность увеличится до 12,5 тысяч пассажиров в час!
В одном только Олимпийском парке находятся два ледовых стадиона, арена для керлинга, Дворец спорта для фигурного катания и соревнований по шорт-треку, конькобежный центр. Сама территория еще благоустраивается, везде достаточно много мусора, техники, не до конца осушены болота и не разобраны щитовые домики строителей. Но сами спортивные сооружения уже построены, и надо признать, все они впечатляют и своими размерами, и своей футуристической формой: Дворец зимнего спорта «Айсберг» — лазурный и волнообразный, Ледовый дворец «Большой» и конькобежный центр «Адлер-арена» похожи то ли на каплю воды, то ли на летающие тарелки, а восьмиэтажная гостиница для журналистов переливается всеми цветами радуги. Все они уже прошли тестирование представительными спортивными состязаниями. И лишь одно здание было еще в процессе строительства. Это — олимпийский стадион «Фишт», единственный, где не будут проводиться спортивные соревнования. Его главное предназначение — церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр (как они пройдут, держится в строгом секрете), церемония награждения. Поэтому сдача объекта отодвинута на вторую очередь.
Вход — по паспортам
Несмотря на множество спортивных объектов и вместимость до 70 тысяч человек, это самый компактный Олимпийский парк в истории зимних Игр, и обойти его пешком можно минут за двадцать. Впрочем, у нас это не получилось, так как очень хотелось заглянуть и в сами спортивные сооружения. Но для этого нам пришлось предъявить паспорта на КПП и пройти сквозь рамки металлоискателей.
Внутри все здания также удивили и размерами, и современными технологиями. Чего стоит одна крыша Ледового дворца «Большой», представляющая из себя гигантский медиаэкран с 38 тысячами светодиодных модулей, встроенных в оболочку купола и позволяющих в вечернее время демонстрировать различные изображения! Или огромная плазма на фасаде керлингового центра и настоящие улицы внутри медиацентра, работать в котором смогут одновременно 15 тысяч журналистов со всего мира! Для них здесь оборудуют не только наисовременнейшие рабочие места, но и магазины, кафе и даже банки. И как не упомянуть о нежных цветках магнолий, которые встречают вас при входе на спортивные объекты! По замыслу дизайнеров, они будут напоминать о белых голубях, выпущенных в небо как символ мира на Олимпиаде в Антверпене. О каждом спортивном сооружении можно рассказывать часами, но впереди у нас опять была дорога — в Красную Поляну на горнолыжный центр «Роза Хутор».
Здесь, в окрестностях поселка, расположен так называемый горный кластер, включающий в себя олимпийский комплекс санного спорта, бобслея, скелетона, прыжков с трамплина, соревнований по лыжным гонкам и биатлону, сноуборду и фристайлу. Также ведется строительство двух олимпийских деревень, медиадеревни и гостиниц. Как нам рассказали представители олимпийского пресс-центра, в «Роза Хутор» будут разыграны 30 комплектов олимпийских медалей из 98. Для доставки пассажиров к высокогорным спортивным объектам создается целая сеть канатных и автомобильных дорог. Объекты в горах и у моря соединит совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер — Красная Поляна протяженностью около 50 километров, и путь с побережья до снежных вершин займет не более 30 минут. Ее открытие запланировано на декабрь этого года, а мы пока что разглядывали участки новой трассы из окна своего автобуса. Мельком, но удалось увидеть и новый вантовый мост в ущелье реки Мзымты, где автотрасса трижды пересекает извилистое русло.
Когда видишь всё своими глазами, становится понятно, в каких непростых условиях пришлось работать строителям. Одних тоннелей было построено более десятка, и длина самого длинного из них около четырёх километров. Надо сказать, что в Красную Поляну мы ехали по старой, но обновлённой трассе, которая после открытия в 2005 году тоннеля стала безопасной. До этого в горы (и я не раз испытывала это на себе) приходилось добираться по очень узкой дороге, по которой ходили «ПАЗики» с противолавинной сеткой на крыше. В народе ту старую автотрассу так и прозвали — «Пронеси, Господи!». Как призналась наш экскурсовод, местные жители немало переживали, когда строились новые автотрассы и прокладывались тоннели, размышляя о том, какой ущерб будет нанесен природе. Однако все работы были выполнены аккуратно, что называется, в щадящем режиме.
По мере того как наш автобус поднимался в горы, все больше чувствовалось приближение осени. Только представьте себе, какой разительный контраст будут наблюдать многочисленные туристы и спортсмены зимой, поднимаясь от вечнозеленой южной растительности к белым вершинам! К сожалению, нам к этим самым вершинам добраться не удалось — канатная дорога была временно закрыта. Зато было достаточно времени, чтобы пофотографировать преобразившийся поселок, теперь больше похожий на Швейцарию: яркие, как игрушечные здания в окружении горных вершин и пышной зелени. Возвращаться сюда хочется вновь и вновь.
Впрочем, когда мы поинтересовались ценой вопроса, то стало ясно, что далеко не каждому это будет по карману. Одна лишь чашечка кофе в Красной Поляне уже сейчас стоит 450 рублей. Насколько скакнут цены во время Олимпиады, одному Богу известно.
Вокруг Олимпиады
Надо сказать, что местное население относится к предстоящим Олимпийским играм по-разному. Одни испытывают явную гордость за свой преобразившийся город, другие (особенно те, кому пришлось переселиться из своих домов в новые и потерять пусть небольшой, но такой доходный кусочек земли) считают себя потерпевшими, третьи стараются не упустить момент и получить от всего этого наибольшую выгоду. Последнее было особенно заметно в сувенирных магазинчиках на длинной морской набережной. Олимпийской символикой были украшены даже детские велосипеды и кухонные полотенца. Но цена даже небольших подарочных магнитиков, которые я привезла домой, доходила до 230–250 рублей. Что даже в сравнении с европейскими ценами — явный перебор.
Жители Сочи, с которыми удалось приватно побеседовать, рассказывали, что билеты на некоторые олимпийские соревнования купить было можно. Но за то, чтобы побывать на открытии и закрытии зимних Игр, придется выложить не менее 50 тысяч рублей. Правда это или нет, ручаться не могу. Также не знаю, верить ли рассказам местных таксистов об антисанитарных условиях, в которых живут гастарбайтеры, об эпидемиях брюшного тифа среди них, а также о прочих подобных ужасах, передающихся в городе из уст в уста. Скорее всего, это из серии типичных городских легенд.
Обсуждают подготовку к зимним Олимпийским играм и в других российских городах. Один из вопросов, который больше всего волнует людей, — дальнейшая судьба этих грандиозных спортивных сооружений после Олимпиады. Не будут ли они пустовать? Вот что удалось узнать мне.
Во-первых, мэр Сочи всенародно пообещал, что в домах Олимпийской деревни получат квартиры все сочинские «очередники». Конькобежный центр «Адлер-арена» станет крупнейшим выставочным комплексом юга России, в ледовой арене «Шайба» расположится всероссийский детский спортивно-оздоровительный центр, во Дворце зимнего спорта «Айсберг» — велодром, во дворце «Большой» будут проходить спортивные, концертные и развлекательные мероприятия, главным предназначением «Фишта» станут матчи национальной сборной России по футболу, а керлинговый «Ледяной куб» и вовсе можно будет переместить в другой регион. Будет ли все это исполнено — покажет время.
Ну а пока что в Сочи вновь не на шутку разыгрался шторм. За огромными волнами я весь вечер наблюдала со своего балкона, не рискнув спуститься на набережную. И как оказалось, правильно сделала. Картина утром на берегу была весьма удручающей — все тротуары между морем и чередой магазинов были завалены грудами огромной гальки, больше похожей на булыжники. Впрочем, жители Сочи к таким фортелям погоды привыкли, остается надеяться, что зимой она проявит более гостеприимный характер.
Фото автора