Как спортивные общественники готовят сюрпризы спортивным чиновникам
Областная федерация велоспорта угодила в непростую ситуацию.
Хотя повод у проблем был вполне приятный. В октябре прошлого года по программе развития спортивных школ по велоспорту Всероссийская федерация передала новгородцам 10 шоссейных велосипедов и автомобиль сопровождения, который необходим во время тренировок по соображениям безопасности. Федерация, конечно, — не спортшкола, но современных велосипедов много не бывает.
А автомашин тем более.
Два взрослых человека
С двухколесными трудностей не возникло: на них сейчас катаются воспитанники секции «Велотерра», что действует при новгородской гимназии № 2. А вот четырёхколесный друг — «Лада-Приора» — уже больше чем полгода пришвартован на стоянке одного из автосалонов Великого Новгорода: владелец по доброте душевной разрешил. Новгородские общественники не могут использовать железного коня по прямому назначению, потому что они — не спортшкола, у которой обычно есть помещения, куда можно поставить и велики, и что-нибудь покрупнее.
Спрашивается: почему участвовали в программе, если знали, что гаражей нет? Взрослые ведь люди. Председатель федерации Вячеслав КУПРИЯНОВ ссылается на ныне уже бывшего председателя областного спорткомитета Сергея Бессонова: не я, мол, виноват, это мне большой чиновник пообещал создать отделение велоспорта при какой-нибудь из спортшкол, а я ему поверил. Исполнил бы свое обещание бывший спортивный голова или нет — можно только гадать. Он уже сменил место работы, а отделения как не было, так и нет.
Понятно, что перспективы его открытия туманны. Дело серьёзное, требующее затрат: нужно подыскать специалистов, создать для них ставки, получить бюджетное финансирование и т.д.
Однако делать что-то надо — не сдавать же машину! Но кого просить о помощи? В мэрии, по словам Куприянова, первоначально предложили «оприорить» Дворец детского и юношеского творчества им. Лени Голикова — муниципальное учреждение, где есть велосекция. Но при таком раскладе федерации пришлось бы брать машину в аренду. Новгородца это справедливо возмутило: мы добыли себе машину и должны платить?!
С другой стороны, почему общественники не попытаются оформить машину на себя, поставить на учет в ГИБДД? Смогут наконец-то рулить самостоятельно. Вместо этого Куприянов сообщил обо всем во Всероссийскую федерацию велоспорта, откуда на имя мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева пришло соответствующее письмо, и тот дал указание решить проблему.
В ближайшие дни, по словам начальника городского спортуправления Владимира ГЕРАСИМОВА, мэрия направит ответное письмо в Москву, где главным будет вопрос: можно ли машину передать не спортшколе, для которых и действовала программа, а другому муниципальному учреждению? Если в столице дадут добро, дело не станет. Поручение подыскать подходящее помещение дано вице-мэру Павлу Морозову.
Однако поедет ли машина и после этого? Куприянов говорит: «Пятьдесят на пятьдесят». А нас берет сомнение. По словам президента федерации, содержание машины может обойтись в 300–400 тысяч рублей в год: бензин, техобслуживание, ремонт и др. Таких денег у федерации нет. Придется активистам тратить личные сбережения. Насколько их хватит?
— Пока хватает, — возражает Куприянов. — Ездим мы ведь за свои деньги в Питер на соревнования.
Хотеть не значит мочь
История с «Ладой» вполне логично укладывается в историю реанимации велоспорта в Новгороде. Начинали за здравие, а заканчивать, кажется, собираются за упокой.
Всё началось в сентябре 2011 года, когда Александр Кузнецов, директор центра велоспорта «Локосфинкс» в Петербурге, подарил 30 гоночных велосипедов гимназической секции. Как это так — в Новгороде нет велошколы? И была создана федерация велоспорта, которая успешно прошла аккредитацию в областном спортивном департаменте и безуспешно пыталась наладить сотрудничество между питерцами и новгородскими чиновниками: мы тут школу создаем, а они — там — предоставляют безвозмездно трек для тренировок.
Впереди маячила красивая цель — новгородцы в российской сборной. Число занимающихся в секции росло, мелькали фамилии Корепина, Большакова, но дальше всех пошла Мария Новолодская, еще год назад безвестная школьница, а ныне неоднократный призер и победитель первенства России. Талантливая оказалась девочка: сейчас она постоянно живет в Северной столице и выступает по параллельному зачету за питерский «Локомотив» и Новгородскую область. Она же — один из основных козырей федерации в пользу создания велошколы.
Вячеслав Куприянов не раз сетовал на то, что его спорту приходится очень непросто без своего отделения. Новгородские велосипедисты — около 30 человек — фактически живут на два дома. В будние дни тренируются, занимаются общефизической подготовкой в Новгороде: здесь есть кое-какие тренажеры. Проводят тренировки на Колмовской набережной, где есть огороженная велосипедная дорожка и почти никогда нет пешеходов. На выходные уезжают в питерский «Локосфинкс», у которого хватает средств на поддержку не только своих, но и талантливых спортсменов из других регионов. Нашим предоставляют питание, проживание, велосипеды...
В общем, предложение Куприянова создать отделение велоспорта в Новгороде пока не находит понимания у чиновников. Общественнику говорят, что базы для этого нет. Желания с возможностями расходятся. Придется работать по старой схеме: Новгород — Петербург. Тем временем областной бюджет выделяет федерации средства на выездные и внутренние соревнования. В 2014 году сумма составила 130 тысяч рублей. Куприянов считает, мало, но больше в бюджете не нашли.
По мнению Куприянова, чиновники не хотят возиться с велосипедистами, потому что просто не хотят. Мол, было бы желание — проблему решат.
Если нельзя, но очень хочется
Герасимов выдвигает контраргументы.
— Где устраивать соревнования по маунтинбайку? — спрашивает. — В районе городского вала? Но это охранная зона, исторический памятник. Шоссе тоже в Новгороде нет. Москва может себе такое позволить. Если устраивать соревнования за городом, то получается, нужно перекрывать дорогу. Как вы себе это представляете? Уверен, что водителям это не понравится. Да и по соображениям безопасности крайне рискованно.
И добавляет: для того чтобы развивать хотя бы одно направление, нужны несколько специалистов — как минимум один тренер, механик, водитель, который сопровождает велосипедистов на тренировках, методист.
— Допустим, мы примем решение создать группу начальной подготовки, — рассуждает начальник спортуправления. — Зарплата тренера в такой группе — 5 700 рублей, согласно штатному расписанию. Больше, как бы я ни хотел, мы предложить не сможем.
Глава велосипедной федерации обращался и в администрацию Новгородского района — с предложением подготовить трассу для гонок на маунтинбайках в районе деревни Ращеп. Но перед тем как соорудить искусственные препятствия — гравия где-то подсыпать или песка, — на месте нужно было поработать геодезистам. Не бесплатно, конечно. После того как чиновники попросили у общественников смету предстоящих работ, переговоры закончились. В геодезии общественники не разбираются, а значит, подготовка документов — не их забота.
— Мы не раз встречались с Вячеславом Михайловичем (Куприянов. — Прим. авт.), — говорит Герасимов. — У меня сложилось впечатление, что он готов только придумывать идеи, а воплощать их в жизнь предлагает чиновникам, вплоть до подготовки сметной документации. Прежде чем создавать федерацию, следовало бы подумать: реально ли в новгородских условиях развивать велоспорт? А если уж взялся за гуж, не говори, что не дюж. В областном центре около 200 организаций, которые так или иначе занимаются развитием физкультуры и спорта, и если каждая будет требовать создания условий для своей работы, к чему мы придем?
Фото из архива «НВ»