Почему Кулотино перестало быть кузницей тяжелоатлетических кадров
Про кулотинских тяжелоатлетов мы писали восемь лет назад. Олег Григорьев, воспитанник Окуловской детско-юношеской спортшколы, отделение которой было и в Кулотине, выиграл тогда первенство России. Но он такой был не один в посёлке. Тренер спортшколы Владимир Сидоров умел находить таланты и подготовил плеяду перспективных спортсменов: внуки Артём и Владимир Сидоровы, Надежда Ломова, Галина Магеровская...
Судьбы у атлетов разные. Артем покинул спорт, Владимир Сидоров тренируется в Петербурге в училище олимпийского резерва. На мартовском Кубке России стал восьмым — подняться выше помешала травма. Надежда Ломова перебралась в Великий Новгород — в спортшколу олимпийского резерва № 1 (СШОР-1) к Владимиру Семёнову, стала вице-чемпионкой Европы. Смогла восстановиться после полученной в 2015 году травмы руки и на уже упомянутом Кубке стала третьей. Большой успех!
В 2009 году старшего Сидорова не стало. Сердце... Его дело продолжил сын Виталий, не один год работавший бок о бок с отцом. Один из его воспитанников — Михаил Румянцев — сегодня тоже в Питере, в школе олимпийского резерва. Ещё одна подопечная Сидорова-младшего Галина Ломова, младшая сестра Надежды, по её примеру переехала в Новгород. Под руководством Владимира Семёнова в 2014 году выиграла первенство страны и взяла серебро Кубка России. Недавно вернулась в спорт после рождения ребёнка.
Казалось, Кулотино продолжит поставлять новых одарённых спортсменов, но уже не первый год его штангисты не напоминают о себе успешными выступлениями. Почему? За ответом на вопросы мы отправились в Окуловский район.
«Превратили в побирух»
Место встречи всё то же. Спортсмены по-прежнему тренируются в пристройке к спортзалу кулотинской средней школы, в которую восемь лет назад было страшно зайти: плесень на стенах, прогнившие полы, прохудившаяся крыша... Сейчас — другое дело.
— Очень многое удалось сделать, — рассказывает Виталий Сидоров. — Усилиями депутатов, спонсоров, районной администрации. Да и мы, тренеры, своих сил не жалеем.
В спортзале отремонтировали крышу, в окнах установили стеклопакеты, полностью заменили полы, устроив шесть тяжелоатлетических бетонных помостов. Бюджетных и спонсорских средств, правда, хватает только на стройматериалы. Виталий вместе с Владиславом Захаровым, еще одним наставником отделения, сами перекрашивают стены, латают крышу.
— Можно и лучше, но условия нормальные, — считает Сидоров.
Вот и удивительно, что восемь лет назад, когда в пристройке было холодно и мрачно, Кулотино вопреки всем трудностям оставалось кузницей тяжелоатлетических кадров для региона, а сейчас приблизиться к результатам восьмилетней давности не может. Но как обычно, всё непросто.
Как и раньше, спортсменам приходится ездить на соревнования в основном за счет родительского кошелька и спонсорской помощи.
— Перед каждым турниром бегаем, деньги ищем. Хорошо, что районная администрация автобус выделила. А питание, проживание — всё за свой счёт. Превратили тренеров в побирух, — недипломатично высказывается Виталий Сидоров. И не в адрес районных властей. А вообще...
Современного инвентаря тоже не хватает. Шесть стареньких грифов, из которых два — более-менее. Как их разделить на 46 спортсменов отделения? Такая вот математическая задачка.
Навеки 18-летние
Сидоров-младший считает, что одна из основных причин трудностей кулотинской тяжелой атлетики — последние реформы в российском спорте. До недавнего времени все спортшколы работали в системе дополнительного образования. Но в российских министерствах спорта и образования решили навести порядок и поставили школы перед выбором: либо они занимаются спортивной подготовкой и готовят кандидатов в сборную страны, либо остаются в системе допобразования и занимаются преимущественно оздоровлением. Воспитанникам школы из образовательного блока после исполнения 18 лет придётся её покинуть, а подопечные спортшколы могут тренироваться до тех пор, пока есть медали и успехи на турнирах.
Окуловскую спортшколу оставили в «образовании». Но тяжелая атлетика — не спортивная гимнастика, где 18-летние юнцы считаются зрелыми спортсменами. Штангисты до 23 лет в юниорах ходят.
— Недавно один наш воспитанник именно так ушёл из школы, — рассказывает тренер. — Поднимал уже по нормативу мастера спорта, но исполнилось 18 лет, и его отчислили. Сразу бросил тренироваться.
Главная надежда кулотинских тренеров — Григорий Неудачин, неоднократный победитель первенства области. Сейчас его готовят к ноябрьскому первенству страны. Удивительной добросовестности парень! Летом подрабатывает у отца на пилораме, чтобы заработать на новые штангетки. Не всё же у родителей деньги просить. Но признался: его цель — выполнить норматив кандидата в мастера спорта. А дальше? А дальше — всё. Хочет быть химиком. Но Владислав Захаров улыбается: «Молод ещё. Аппетит приходит во время еды. Вот «поднимет» кандидата, и большего захочется».
Николай ВОЛОХИН, начальник управления по физкультуре и спорту Окуловского района, признаёт проблему и говорит, что в районной администрации думают о переводе ДЮСШ на спортивную подготовку. Думать — это хорошо, но мало, а более конкретными планами Николай Алексеевич не обрадовал.
Справедливости ради отметим, что Окуловская ДЮСШ начала работать по новым правилам с 2017 года, а до того спортсменам никто не запрещал тренироваться до 23 лет.
— Нужно учитывать и то, что в посёлке живет всего три тысячи человек. Официально. На деле меньше. Возможностей для отбора перспективных пацанов немного, — приводит другой аргумент Владислав Захаров. — Занимаются у нас несколько спортсменов из Окуловки, Котова, но для родителей это недёшево. Автобус в одну сторону — 90 рублей. Не наездишься. Думали об открытии отделения в райцентре, но где? Новый спорткомплекс открыли в марте, но подходящего помещения там нет.
Но и восемь лет назад Кулотино трудно было считать густонаселённым. По данным 2010 года, в посёлке проживали те же 3000 человек.
Тренер как поэт
Таисия КУЗЬМИНА, директор СШОР-1, считает, что 90% успеха спортсмена зависит от мастерства тренера.
— Это очень тонкая профессия. Как поэт, — говорит она. — Почти все дети талантливы, почти у всех есть потенциал, но тренерский дар — редкость. Владимир Сидоров умел находить таланты и работать со спортсменами.
Где она — синяя птица тренерского успеха? И для Сидорова-младшего, и для Владислава Захарова наставничество — скорее отдушина, чем источник пополнения семейного бюджета. А формально — совместительство. Виталий, как, кстати, и отец, работает пожарным, Влад — учителем физкультуры в школе. И не против оба перейти на полную тренерскую ставку, но...
— Тренерская зарплата — не ахти какая, — говорит Сидоров.
Подготовить кандидата в сборную страны между школьными уроками и тушением пожаров — такое очень напоминает невыполнимую миссию. Хотя у Владимира Сидорова получалось.
По мнению тренера СШОР-1 Владимира Семёнова, его кулотинским коллегам не хватает опыта, а еще больше денег.
— Все эти турниры в Вышнем Волочке, Петербурге, Череповце — соревнования местного значения. Надо выходить на более высокий уровень, бороться с более сильными, чтобы и самому крепнуть, — уверен новгородец. — В таких условиях почти вся страна живет, за исключением Москвы. В 70-е в чемпионате области по тяжелой атлетике участвовали 17 районов, сейчас не больше пяти. Сегодня у кулотинских тяжелоатлетов спад, и он может затянуться, если всё оставить как есть.
Фото Владимира МАЛЫГИНА