Вторник, 17 июня 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Мы пароходы знали по гудкам

«Омск» ждёт помощи от «Новгорода»

или Которыми реками память ходит

«Омск» ждёт помощи от «Новгорода» («НВ», 13. 02. 2019 г.) — в этой публикации было рассказано о том, что подводные археологи нашли на дне Волхова буксир, принадлежавший Новгородской речной пристани и попавший под обстрел при эвакуации в августе 1941 года в Новую Ладогу.

Кроме темы поиска, мы вкратце затронули исторический аспект: что это за судно (построенный до революции буксир изначально назывался «Усердным»), при каких обстоятельствах затонуло — приводились выдержки из архивных справок, добытых заместителем руководителя областной федерации подводных видов деятельности Алексеем Ивановым. Что дальше — в этом был главный посыл материала. Ведь поднимать вопросы хорошо, но лучше бы поднять судно.

На нашу публикацию откликнулся Игорь Кузьмин — новгородец, водник во втором поколении. Его отец, Виссарион Петрович незадолго до войны, в марте 1941 года, был назначен заместителем начальника Новгородской пристани. С детских лет Игорь Виссарионович знаком с новгородскими судами и капитанами. В 1956-м, закончив Ленинградское речное училище, начал с должности третьего помощника командира земснаряда в Новгородском техническом участке. Уже в конце первой навигации ему пришлось исполнять обязанности командира.

Контора Новгородской пристани в Новой Ладоге

Словом, в его лице мы встретили внимательного читателя. И, надо заметить, строгого.

«В 2014 году мы с коллегами и единомышленниками выпустили основательный труд — книгу «А которыми реками суда ходят...», — пишет Игорь Кузьмин. — У нее почти полтора десятка авторов, непосредственных участников событий минувших лет. Там есть в фотографиях полная галерея новгородцев — участников Дороги жизни и много другого».

Напоминает он и о предыдущих изданиях, приводит выдержки из книги «Память о былом» В.П. Кудряшова и В.С. Крестьянинова.

Страница 113: «Во время эвакуации под бомбежкой был потоплен в местечке Грузино пароход «Усердный». Часть команды погибла».

«Название «Омск» здесь не упоминается, да и мне не попадалось, — отмечает Игорь Виссарионович. — Думаю, что споры насчет «правильного» названия не имеют смысла. Вообще, параметры буксиров тех времен укладывались примерно в одни и те же рамки: длина — от 18 до 22 метров при мощности около 150 лошадиных сил. При этом, наверное, двух одинаковых пароходов не было: все они были построены в разных местах».

Понимая, насколько ценны в историческом контексте письменные воспоминания ветеранов, в свою очередь, заметим, что и они не всегда совершенно точны в деталях. Хотя бы по той причине, что черпали информацию не только из личных наблюдений. Так и с упомянутой стр. 113. В книге «Усердный» погиб в Грузине. А подводные археологи нашли затонувший буксир в районе Селищ. И утверждают, что более никакого судна на дне нет — от Великого Новгорода до границы с Ленобластью. Всё просканировано, всё проверено.

А вот с рассуждением уважаемого Игоря Виссарионовича о том, что в «нашей прессе неоправданно много бодрячества и мало искренности», согласимся, пожалуй. И даже в части не только военной тематики, куда его упрек вроде не нацелен.

«Вот и у вас написано: «Суда Новгородской пристани были эвакуированы в Новую Ладогу и уже там работали на победу». Конечно, можно считать, что поспешно покидать город под бомбами, чтобы потом спасать ленинградцев — это тоже работа на победу... Мы уже в шаге от того, чтобы дать понять, что и блокада Ленинграда, и голодная смерть сотен тысяч ленинградцев, и Дорога жизни, тоже унесшая немало жизней, в том числе наших водников, осуществлялись по некоему плану».

Хотя с нашей точки зрения можно было бы иронизировать не столь жестко. Напомним, мы писали материал о судьбе судна, найденного спустя много лет, а не об эвакуации и последующей деятельности.

Игорь Кузьмин пишет, что «новгородские водники оказались очень кстати при организации водной части Дороги жизни. Новгородская пристань стала основным предприятием, к которому был приписан почти весь речной флот, обслуживающий ее. Почему? Так сложились обстоятельства. В связи с захватом врагом Шлиссельбурга соответствующая пристань была изрядно потрепана. Свирицкая находилась несколько в стороне. Тогда как основные силы и управление Новгородской пристани оказались в Новой Ладоге».

При этом к Новгородской пристани были прикомандированы некоторые другие суда. В том числе знаменитые озерные пароходы «Орел», «Морской лев», «Буй», «Никулясы».

«Именно «Орел» буксировал баржу № 752, гибель которой стала основой для сюжета недавно вышедшего фильма», — отмечает Игорь Виссарионович. Добавим, что фильм снимался на Ильмене, сыгравшем роль Ладоги.

Прокомментировал наш рецензент и упоминание о «боевой странице в истории речфлота» — Ильменской флотилии, созданной для охранных функций: «Просуществовала она 10 дней, и после падения Новгорода была передана Ладожской военной флотилии. Каких-либо сведений о военных успехах, например, сбитых вражеских самолетах, у нас нет».

По мнению И.В. Кузьмина, есть в истории нашего речфлота страницы, более достойные описания. И люди, капитаны — наши, новгородские. Например, Иван Васильевич Савин: в войну — краснофлотец, в мирное время — капитан «Ижорца-9»...

«Я всегда высказывал сожаление о том, что, стремясь сохранить память о событиях многовековой давности, мы спокойно взираем на то, что из памяти людской исчезают целые пласты недавнего прошлого, современности. Ведь даже судьба «Усердного»-«Омска» выясняется в результате подводных исследований, догадок, поисков в архивах, и пока она так и не стала полностью очевидной. А ведь капитан этого парохода был коллегой и, по-видимому, почти ровесником Родионова, Фролова, Наумова, Носова, Басковничева и многих других, оставивших личные воспоминания».

Неудивительно, отмечает далее Игорь Кузьмин, что возникают искажения, отступления от правды. Например, «сейчас часто встречаются утверждения о том, что в первые годы после освобождения в Новгороде действовал понтонный мост. «Понтонщиков» не смущает даже такой аргумент, как судоходство по Волхову. Еще в апреле 1944 г. пароход «Ульяновск», ведомый капитаном Родионовым, совершил разведывательный рейс из Ладоги в Новгород и далее через озеро в заильменские реки. Понтонный мост через Волхов был возведен саперами только при и для освобождения Новгорода, а также в зиму 1952 года на время ремонта деревянного».

Как избежать забвения и разнотолков? Мы совершенно согласны с И.В. Кузьминым: наше сравнительно недавнее прошлое не должно приноситься в жертву специализации Великого Новгорода на изучении и показе Средних веков. Одно другому не мешает. И хотелось бы, чтобы в городе Воинской славы появился-таки достойный музей, посвященный истории Великой Отечественной войны. А в этой истории есть, должна быть, и «водная» страница — Новгородская пристань. Медленно догнивающий на речном дне «Усердный»-«Омск» мог бы стать символом этой страницы, стимулом к систематизации картины прошлого. Ведь есть же пока кому рассказать. Ну и подсказать, не без этого.

В главном Игорь Виссарионович Кузьмин с нами солидарен: «Конечно же, я за то, чтобы найденный пароход поднять и поставить в качестве памятника в сквере Водников. Верно, в Новой Ладоге подобные памятники есть: на центральной площади — тральщик Щ-100, на «носке» — путейский пароход «Харьков» (в нашей книге есть его фотография).

Подготовил Василий ДУБОВСКИЙ

РЕКЛАМА

Еще статьи

Социальные выплаты для предпринимателей: возможности и правила их получения

Социальные выплаты для предпринимателей: возможности и правила их получения

До 31 декабря предпринимателям Новгородской области, которые в 2025 году вправе обратиться в региональное Отделение Соци...

27.11.2024 | Тема

Город технологий

Город технологий

Великий Новгород во второй раз принял на конкурсных площадках ЧВТ самую инновационную молодёжь России

25.09.2024 | Тема

Ничто не закончится

Ничто не закончится

Как волонтёры СВО помогают создавать технологические отрасли будущего

25.09.2024 | Тема

Следующая станция — столица

Следующая станция — столица

Макет высокоскоростного поезда «Белый кречет» познакомит новгородцев с амбициозным проектом ВСМ

18.09.2024 | Тема

Тезисно о Троицком

Тезисно о Троицком

Историк и руководитель Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн прокомментировал ситуацию вокруг строительства Национ...

18.09.2024 | Тема

Дронофикация прошедшего сегодня

Дронофикация прошедшего сегодня

Как беспилотные технологии меняют всё от войны до мира

18.09.2024 | Тема

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.06.2025 года

РЕКЛАМА