Как крестьянину проехать по трассе, чтобы не получить солидный штраф?
Сельхозпредприятия, фермеры с нетерпением ждут начала весенних полевых работ. К ним они долго готовились, но начала посевной ждут не только они.
Соблюдай правила
— Я не знаю, что буду делать, когда начнется посевная, — с тревогой говорит заслуженный работник сельского хозяйства РФ, фермер из деревни Лесная Махмуд ЭЛЬДИЕВ. — Мне придется на тракторе с плугом, а затем и с сеялкой проезжать по небольшому участку федеральной трассы, и боюсь, как бы меня за это ГИБДД не наказала, так как это негабаритная техника. Горький опыт в этом у меня уже есть.
Фермер рассказал, что весной прошлого года, когда поджимали сроки и оставалось посадить последние полтора гектара картофеля, при переезде на тракторе с картофелесажалкой с одного поля на другое его на федеральной трассе остановили инспектора ДПС. Был составлен протокол, и фермеру пришлось заплатить штраф в размере 200 тысяч рублей.
— Я понимаю, что действия инспекторов ДПС законные, они следили за тем, чтобы соблюдались Правила дорожного движения, — говорит Махмуд Эльдиев. — Одна из статей ПДД гласит, что движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 метра, должны осуществляться в соответствии со специальными правилами.
Однако у многих фермеров почти вся прицепная сельскохозяйственная техника шириной более трех метров. Причем основная её часть приобретена в странах Европы, где при соблюдении определенных требований она может передвигаться по дорогам, а у нас это делать нельзя. Сегодня в такой ситуации оказались не только свыше 60 фермеров Лесной, поля которых расположены по обе стороны федеральной дороги Великий Новгород — Псков. Много земель у них имеется в Шимском районе, и туда им приходится добираться с негабаритной техникой именно по трассе. С такой проблемой сталкиваются сельхозпредприятия, фермеры многих других районов области, которым приходится выезжать на дороги регионального и федерального значения с крупногабаритной сельскохозяйственной техникой.
«Росавтодор» даёт добро
Что в таких случаях делать? Получать разрешения на передвижение такой техники. На выезд на дороги регионального значения их выдает «Новгородавтодор», на федеральные — управление «Росавтодора» в Твери. Эти ведомства в предоставлении разрешительных документов никому не отказывают, но при условии, что поступившие к ним материалы соответствуют существующим требованиям.
— По той работе, которую мы провели при оформлении документов на получение разрешения в управлении «Росавтодора» в Твери, мы убедились, что не всё так просто, — говорит фермер Денис ПАВЛЮК. — Необходимо обладать компьютерной грамотностью и затратить немало времени, так как нужно заполнить не менее пяти страниц текста. Это решаемо, молодежь сейчас продвинутая, поможет.
Но, по мнению фермера, есть моменты, которые связывают руки. К примеру, разрешение дается на 3 месяца, и госпошлина за него — 1600 рублей, в нем указывается номер трактора, с помощью которого по автомобильной дороге будет перемещаться крупногабаритная сельхозтехника. Представим, что сегодня этот трактор сломался и на устранение сложной поломки потребуется неделя, а то и больше, а откладывать работы в поле нельзя. И что делать? Можно опрыскиватель или окучник подцепить к другому трактору. Но это будет уже нарушением, можно получить штраф.
Главное — безопасность
Важная задача в период проведения полевых работ стоит перед инспекторами ДПС, им необходимо обеспечить безопасность не только тех, кто на тракторах с крупногабаритной техникой передвигается по автомобильным дорогам, но и пассажиров и водителей автобусов, легковых автомобилей, проезжающих в это же время.
Наш разговор с замначальника ГИБДД УМВД России по Новгородской области Павлом МАКАРОВЫМ начался с загрязнения трасс тракторами, выезжающими с полей.
— Я бы не сказал, что такие нарушения носят массовый характер, — отметил Павел Викторович. — Да, бывают такие случаи, мы их выявляем и наказываем виновных. Хочу отметить, что размер штрафов может достигать 10 тысяч рублей. Много? Да, но опасность такого нарушения серьезная: рассыпанный торф или расплывшаяся глина на проезжей части дороги из-под колес трактора могут создать аварийную ситуацию. Об этом мы говорим фермерам, руководителям сельхозорганизаций. Результат? Есть примеры, когда одни моют колеса тракторов при выезде с поля с помощью насосов, другие, чтобы сбить грязь с колес трактора, какое-то расстояние едут вдоль дороги.
— Павел Викторович, мы говорим, что вырастить картофель, морковку — важно, но ничего не может быть важнее безопасного проезда транспорта по дорогам, человеческой жизни. Хотелось бы узнать, как на эту безопасность могут влиять предоставляемые разрешения на передвижение крупногабаритной сельскохозяйственной техники?
— Мы работаем в тесном контакте с «Новгородавтодором», с управлением «Росавтодора» в Твери. От них получаем информацию о том, кому эти разрешения выданы. Более того, в этих разрешениях обозначены схемы участков автомобильной дороги, по которым будет передвигаться крупногабаритная сельскохозяйственная техника. На эти участки наши инспектора выезжают и следят, чтобы на них не возникало аварийных ситуаций. Да и само разрешение дисциплинирует механизаторов, обязывает их быть предельно внимательными, а руководителей хозяйств — инструктировать и контролировать их работу.
Решение найдено?
На состоявшемся в феврале этого года XXX съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) фермеры из многих регионов страны поднимали вопрос передвижения крупногабаритной сельхозтехники. Их обеспокоенность понятна, так как даже любое отклонение от указанного в специальном разрешении маршрута, жаловались фермеры, а также превышение количества более 10 поездок по одному разрешению требует оформления нового или грозит огромным штрафом.
После съезда этот вопрос обсудили в Госдуме на совещании под председательством руководителя фракции «Единая Россия» Сергея Неверова. В нем приняли участие депутаты профильных комитетов Госдумы, представители Минсельхоза РФ, Минтранса, Минюста, Министерства экономического развития и МВД.
— После детального обсуждения дано поручение Минтрансу подготовить новый приказ об упрощении правил движения крупногабаритной сельхозтехники по дорогам регионального и федерального значений, — сообщил первый зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам, президент АККОР Владимир ПЛОТНИКОВ.
Остается ждать этого решения.
Елена ПОКРОВСКАЯ, министр сельского хозяйства области:
— Ещё задолго до весны в наше министерство стали обращаться руководители сельхозпредприятий, фермеры с одним и тем же вопросом: как им быть в сезон проведения полевых работ с перемещением по дорогам крупногабаритной техники? Мы провели совещание с аграриями региона, на котором представители ГИБДД, «Новгородавтодора», Гостехнадзора подробно рассказали о том, как в этой ситуации поступать. Речь идёт о получении разрешения передвижения крупногабаритной сельскохозяйственной техники по автомобильным дорогам общего пользования. На сайте Центра консалтинга и инноваций АПК области размещена пошагово дорожная карта по оформлению заявления на получение такого разрешения. Кроме того, специалисты этого Центра готовы проконсультировать, оказать практическую помощь всем, кто обратится в случае возникновения определённых трудностей.