Федеральные дорожные службы продолжают комплексную модернизацию автомобильной сети Северо‑Западного федерального округа в рамках эффективного использования средств Федерального дорожного фонда. Часть финансирования обеспечивает государственная система взимания платы с грузовиков «Платон», благодаря которой удаётся повышать качество и пропускную способность трасс, обеспечивать безопасность движения и поддерживать социально‑экономическое развитие регионов.
С момента запуска система «Платон» пополнила Федеральный дорожный фонд более чем на 350 млрд рублей; только в 2024 году в казну поступило свыше 52 млрд рублей. Система охватывает около 893 тыс. перевозчиков, зарегистрированных в ней более 1,96 млн грузовых автомобилей. В Северо‑Западном федеральном округе зарегистрировано свыше 145 тыс. большегрузов, которыми владеют более 51 тыс. перевозчиков — при этом основная часть парка сосредоточена в Санкт‑Петербурге и Ленинградской области; среди лидеров также Вологодская и Калининградская области.
Помимо финансовой функции, «Платон» даёт важные данные о движении грузовой техники, которые передаются Росавтодору и помогают точнее планировать сроки дорожных работ и обосновывать необходимость расширения или усиления отдельных участков трасс.
По мнению большинства логистических компаний, за 10 лет работы «Платон» доказал свою эффективность: он стал не только источником финансирования дорожного строительства, но и способствовал обелению рынка, предоставив достоверные данные о его состоянии.
«Главное изменение, которое принесла система, — появление оценки объёма рынка: до её внедрения было трудно представить, сколько на самом деле транспорта и перевозчиков задействовано в отрасли. Сейчас, благодаря собранной информации и большому массиву данных, и сама отрасль, и регулирующие органы могут принимать более обоснованные решения, способствующие развитию», - отметил президент группы компании ИТЕКО Евгений Бабаев.
Вместе с тем система сталкивается с проблемой незаконного подавления спутниковой навигации: некоторые участники рынка используют так называемые «глушилки» GPS/ГЛОНАСС. Эти устройства создают помехи не только для бортовых приборов «Платон» и транспондеров на платных дорогах, но и для тахографов, систем слежения автопарков и других навигационных и мониторинговых устройств. Причины помех могут быть разными — от работы радиоэлектронных средств до умышленных действий недобросовестных перевозчиков или владельцев придорожных объектов, устанавливающих подавители сигнала. Хотя использование «глушилок» может казаться способом сэкономить на плате за проезд, на практике это снижает безопасность движения и нарушает работу систем контроля.
С 1 сентября 2025 года в постановление Правительства РФ №504 внесены уточнения, которые регламентируют работу «Платона» и порядок списания платы. При возникновении пропусков данных вследствие внешних воздействий (например, глушение сигналов или помехи ГНСС) система теперь автоматически восстанавливает маршрут. В таких случаях списание средств производится только за реально пройденные участки, при этом штрафные санкции не применяются.
Новый механизм восстановления маршрутов уже показал положительную динамику: по предварительной оценке, поступления в Федеральный дорожный фонд выросли примерно на 25%, а число нарушений сократилось в 2,5–3 раза. Эти изменения сделали условия работы на рынке грузоперевозок более прозрачными и справедливыми, что повышает защиту добросовестных перевозчиков.















