Вторник, 01 апреля 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

11 февраля 2025
Елена Кузьмина

Новгородскую булавку XII века в виде павлина могли изготовить из британского олова

Булавку обнаружили на Троицком раскопе в слое второй половины XII – рубежа XII-XIII веков.

Булавку обнаружили на Троицком раскопе в слое второй половины XII – рубежа XII-XIII веков.

Фотография ©: Московский государственный университет

Учёные исторического, геологического, химического и биологического факультетов Московского государственного университета исследовали металлическую булавку в виде павлина, обнаруженную во время археологических раскопок в Великом Новгороде в 2020 году. 

Булавку обнаружила Новгородская археологическая экспедиция МГУ на Троицком раскопе в слое второй половины XII – рубежа XII-XIII веков. Результаты исследования были опубликованы в журнале «Археологические вести».

Находка сохранилась фрагментарно. Стержень булавки полностью обломан, как и часть отростков-оперения на голове птицы. Восстановить облик украшения удалось с помощью ранее сделанной находки, хранящейся в фондах Новгородского музея-заповедника, – птица изображена в профиль, а детали декора на обеих сторонах полностью совпадают.

Учёные сразу определили, кому принадлежность голова птицы, венчающей навершие булавки, – павлину. 

10-16.02.2025 Лента новостей

– Уже в античную эпоху павлины приобрели статус священной птицы и одного из атрибутов райского сада, – рассказала доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ Наталья Ениосова. – Христианская и исламская изобразительные традиции заимствовали образы павлинов у источника жизни – фонтана с водой или дерева в античном и сасанидском искусстве. И для язычников, и для христиан павлин был символом бессмертия, обновления и возрождения, так как, согласно Священному Писанию, плоть павлина нетленна.

С помощью средневековых письменных источников удалось установить, что в Византийской империи перьями райских птиц пользовались в придворной жизни и церковных ритуалах. Опахала из перьев павлина ассоциировались с крыльями ангелов. Самое раннее свидетельство их использования в литургии относится к VI веку. 

За пределами церкви в средневековой Европе перья павлина были предметом роскоши. Достоверно известно, что с XII столетия высшие чиновники получили право украшать ими доспехи и конское убранство во время придворных церемоний. Опахала из оперения павлинов с длинной серебряной ручкой облегчали страдания больных королей на смертном одре.

Появление райской птицы в орнаменте украшений жительниц Новгорода отражает символическое восприятие мира средневековых новгородцев и сложный процесс отбора и трансформации элементов византийской культуры в новую систему, считают в МГУ.

На кафедре геохимии геологического факультета МГУ провели анализ химического состава металла булавки методом масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой. Оно показало, что головку булавки отлили из практически чистого олова с небольшой добавкой свинца – до 5%.

Известно, что в древности и Средневековье чистое олово получали выплавкой из касситеритовых руд месторождений Корнуолла и Девона на Британских островах. Его чистота зависела в первую очередь от качества исходной руды. Минерал, добываемый на юге Англии, содержал микропримеси кобальта, свинца, меди и никеля, вольфрама и ртути, а также сотые доли золота, серебра и титана. 

Примеси, обнаруженные в новгородских образцах, и их незначительная концентрация соответствуют характеристикам корнуолльского касситерита и выплавляемого из него металла. С большой долей вероятности можно предположить, что для отливки булавки с головкой в виде павлина использовали чистое олово, поступившее в Новгород с Британских островов.

– При посредничестве торговых партнёров Новгорода – готландцев и ганзейцев – местные ювелиры получали оловянный лом и использовали его для производства литых изделий серебристого цвета: змеевиков, крестиков, булавок, подвесок и перстней, – отметила Наталья Ениосова. – Оловянные слитки в Новгороде пока не обнаружены. Несмотря на относительно высокую стоимость олова, новгородские ювелиры не всегда разбавляли его более дешёвым свинцом в целях экономии. Для имитации престижных серебряных изделий гораздо больше подходило чистое олово – блестящий белый мягкий металл, не тускнеющий под воздействием воздуха и воды. При полировке оловянные изделия приобретают сходство с серебром.

По словам руководителя археологических исследований на Троицком раскопе, научного сотрудника кафедры археологии исторического факультета МГУ Виктора Сингха, набор обнаруженных вместе с булавкой находок обладает достаточно престижным характером и вкупе с данными берестяных грамот и сфрагистического материала, а также анализом топографического контекста усадебного двора, позволяет говорить о высоком социальном и имущественном статусе владельцев этой усадьбы.

Несмотря на то, что булавка с павлином изготовлена из относительно дешевого и доступного материала, это изделие нельзя отнести к рядовой продукции массового производства, полагают учёные. Редкое для новгородского прикладного искусства изображение райской птицы и использование металла, имитирующего серебро, придавали престиж костюму женщины, проживавшей на богатой усадьбе, расположенной в Людином конце средневекового Новгорода. 

Исследования проводили в рамках проекта «Христианские и языческие древности средневекового Новгорода в свете междисциплинарных исследований», которым занимаются участники Научно-образовательной школы МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия». 

Теги: Великий Новгород, Троицкий раскоп, археология, история, наука, булавка, павлин, олово, МГУ

РЕКЛАМА

Еще новости

Жители Новгородской области смогут поддержать свою землячку.

Новгородка Марфа Николаева выступит на международном телепроекте «Звезда-2025»

Жители Новгородской области смогут поддержать Марфу Николаеву на вокальном телеконкурсе «Звезда-2025»

31.03.2025 | Культура

Пухликов-художник, по его признанию, — слишком увлекающаяся натура: то по полгода игрушки делает, то потом остывает к этому ремеслу и начинает заниматься гравюрой, акварели писать или фантасмагоричные картины.

Старорусский художник и педагог Виктор Пухликов выпустил иллюстрированный альбом «Перевёрнутый мир»

Самобытный художник Виктор Пухликов более 45 лет учит детей в Старорусской гимназии

29.03.2025 | Культура

Программа направлена на развитие культурных традиций на новгородской земле, связанных с именем Сергея Рахманинова.

В Великом Новгороде 1 апреля откроется новый сезон программы музея-усадьбы «Онег»

Новый сезон программы музея-усадьбы «Онег» в Великом Новгороде откроет концерт пианиста Константина Емельянова

28.03.2025 | Культура

Спектакль «Зима, когда я вырос» вошёл в лонг-лист лучших спектаклей 2023-2024 годов.

Новгородский спектакль откроет нацпремию и фестиваль «Арлекин» в Санкт-Петербурге

Накануне юбилейного вечера новгородский театр для детей и молодёжи рассказал об актуальных направлениях работы

28.03.2025 | Культура

Археологический раскоп у медопивоваренного завода «Богемия».

Обнаруженную в Великом Новгороде берестяную грамоту написал Иголка в XIV веке

Лингвист, академик Российской академи наук Алексей Гиппиус рассказал об одной из берестяных грамот, найденных на Троицком раскопе в Великом Новгороде

28.03.2025 | Культура

Берестяную грамоту №1173 нашли в слоях XII века.

Найденная на Троицком раскопе в Великом Новгороде берестяная грамота посвящена рыбьим внутренностям

Лингвист, академик Российской академии наук Алексей Гиппиус рассказал об одной из берестяных грамот, найденных на Троицком раскопе в Великом Ногороде

28.03.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 26.03.2025 года

РЕКЛАМА