Воскресенье, 27 апреля 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

10 апреля 2025
Елена Кузьмина

Лунницу из новгородского Воздвиженского клада изучают с помощью сканирующего микроскопа

Фрагмент фрески XII века из Юрьева монастыря исследуют с помощью портативного рамановского экспресс-анализатора «ИнСпектр».

Фрагмент фрески XII века из Юрьева монастыря исследуют с помощью портативного рамановского экспресс-анализатора «ИнСпектр».

Фотография ©: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

В Центре коллективного использования Института археологии Российской академии наук с помощью самой современной техники изучают артефакты из Новгородской области. Как сообщает портал «Научная Россия», сегодня в этом центре сконцентрирована самая высокотехнологичная в стране приборная база для современной археологической науки. 

– Приборная база Центра коллективного использования пополняется в рамках программы министерства науки и высшего образования Российской федерации, – отметила научный руководитель центра Ирина Сапрыкина. – С 2020 года наш центр выполнил уже более 190 заявок от исследователей, в том числе из зарубежных научных организаций. Например, из Беларуси и Сербии. Первое из направлений – это археологическое материаловедение. Мы продолжаем изучать элементный состав, технологию изготовления, свойства глины, металлов, керамики, камня, костей и всех тех органических остатков, которые мы можем найти в ходе наших раскопок. Для этого у нас есть ряд высококлассных приборов.

Например, с помощью оптического поляризационного микроскопа ADF U300P в лаборатории ЦКП ИА РАН проводят петрографический анализ керамики – от посуды эпохи неолита до керамических строительных материалов Древней Руси. Для этого изготавливают прозрачные шлифы толщиной 30 микрон, которые помещают в микроскоп, где их изучают в проходящем поляризованном свете. Таким образом определяют минеральный состав находок, изготовленных из горных пород. Метод пришел в археологию из геологической науки петрологии.

Древнерусские строительные материалы в лаборатории изучают, к примеру, по фрагменту фрески XII века из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде. 

– Мы можем видеть, из чего состоит подготовительный раствор фрески, – это известь и фрагменты дроблёного известняка, – объяснила младший научный сотрудник лаборатории архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников Института археологии РАН Екатерина Яновская. – Сверху лежит слой чёрного пигмента. И поверх него – слой кальцита, на который был нанесён светлый рисунок. Таким образом мы можем изучить стратиграфию подготовительных слоев росписи и тем самым подтвердить, что это действительно была настоящая живопись в технике фрески, которая предполагает тщательную и кропотливую подготовку поверхности стены с нанесением нескольких слоев раствора.

Другой фрагмент фрески XII века, найденный при раскопках в Юрьевом монастыре, изучают методом спектроскопии комбинационного рассеяния (рамановской спектроскопии) с помощью портативного рамановского экспресс-анализатора «ИнСпектр». Метод относится к неразрушающему виду исследований, а потому его можно применять к особо ценным артефактам. Он основан на взаимодействии монохроматического света лазера с веществом образца. Детектор позволяет фиксировать изменение в излучении, связанный с колебаниями определённых химических связей в веществе. 

– Спектрометр подключён к оптической системе микроскопа, и мы можем наводить лазер на любую интересующую нас точку на образце, – пояснил младший научный сотрудник лаборатории архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников ИА РАН Евгений Зубавичус. – Длина волны лазера 532 нанометра, и когда он взаимодействует с образцом, характеристики излучения меняются. Эти изменения считываются детектором, и получается спектр, который, словно отпечатки пальцев, уникален для различных минералов, пигментов, веществ. Далее автоматическая система распознавания сравнивает полученный спектр с базой эталонов и определяет, что это за материал. В данном случае это лазурит.

К неразрушающему виду исследований в области археологического материаловедения относится и работа на сканирующем электронном микроскопе TESCAN VEGA Compact LMH. 

С его помощью изучают серебряную лунницу (украшение в виде полумесяца – авт.) из Воздвиженского клада последней четверти X века, который в 2024 году экспедиция Института археологии обнаружила во время раскопок в Великом Новгороде. Это крупнейший среди кладов, найденных в ранних культурных горизонтах Новгорода: он насчитывает около 1900 предметов. 

7-11.04.2025 Лента новостей
Многократно увеличенное изображение поверхности лунницы из серебра, полученное с помощью микроскопа  TESCAN VEGA Compact LMH. 

Перед тем, как поместить лунницу в камеру для образцов сканирующего микроскопа, её тщательно продувают, чтобы очистить от пыли. Метод исследования называется «растровая электронная микроскопия с энергодисперсионным рентгеновским микроанализом». Он, как показывает практика, – один из самых востребованных.

– Этот прибор совмещает в себе несколько методов, – рассказал Евгений Зубавичус. – Здесь имеется электронная пушка, подобно сканеру бегающая пучком электронов по образцу, излучение от которого собирается разными детекторами. Одни детекторы позволяют получить изображение с огромным увеличением, максимальной деталировкой и композиционным контрастом, другие — представление об элементном составе образца.

Таким образом можно исследовать технологию изготовления предмета. Например, понять, каким припоем работали мастера, а также изучить состав металлических сплавов, древних стекол, керамики и т. д.

В Центре коллективного использования и дальше планируют расширять приборную базу, чтобы как можно больше археологов могли получить доступ к самому современному оборудованию, а научные результаты их исследований соответствовали мировому уровню.

Теги: Великий Новгород, наука, археология, история, фрески, Юрьев монастырь, Георгиевский собор, воздвиженский клад

РЕКЛАМА

Еще новости

Постановка стала отличным стартом для фестиваля «Царь-сказка».

В первый день фестиваля «Царь-сказка» для новгородских зрителей дважды сыграли спектакль «Манолито Очкарик»

Моноспектакль о жизни испанского подростка в Великий Новгород привёз Омский областной театр юных зрителей имени ХХ-летия Ленинского комсомола

26.04.2025 | Культура

Международный театральный фестиваль «Царь-сказка» проходит в Великом Новгороде с 1992 года.

В Великом Новгороде открылся театральный фестиваль «Царь-сказка»

С 25 по 29 апреля новгородские зрители будут смотреть спектакли, посещать лекции и писательские мастер-классы, увидят выставки и погрузятся в онлайн-программу

25.04.2025 | Культура

Первые выставки и события проекта запланированы на лето 2025 года.

Интерактивный проект «Колоколоград» расскажет гостям о новгородских колоколах

Грант на создание интерактивной мобильной экспозиции об истории колоколов получил этнопроект «Школа гусельника Антония»

25.04.2025 | Культура

Победитель основного конкурса кинофорума получит главный приз – 1 млн рублей.

В программу кинофестиваля «Новое движение 2» включили мастер-классы для детей

Врио губернатора Новгородской области Александр Дронов встретился с генпродюсерами фестиваля «Новое движение 2» Артёмом Михалковым и Максимом Королёвым

25.04.2025 | Культура

Башня Кокуй – объект культурного наследия федерального значения.

Реставраторы Московского кремля займутся башней Кокуй в Великом Новгороде

Старейшая архитектурно-реставрационная организация России стала выиграла конкурс на разработку проекта реставрации башни Кокуй в Великом Новгороде

22.04.2025 | Культура

К открытию памятника для посетителей Новгородский музей-заповедник подготовил новую линейку музейных сувениров.

В Великом Новгороде после реставрации открывается собор Рождества Богородицы

Новгородский собор откроется после двухлетней архитектурной реставрации. Предыдущая реставрация храма проводилась в 1987 году

22.04.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 23.04.2025 года

РЕКЛАМА