В пятницу, 14 декабря, в Новгородском академическом театре драмы состоялся премьерный показ спектакля Der Spieler по мотивам романа Достоевского «Игрок».
Спектакль открывал Международный театральный фестиваль Фёдора Достоевского, прошедший в ноябре в Великом Новгороде и Старой Руссе. Это совместная работа Новгородского областного театрально-концертного агентства (Великий Новгород, Россия) и театральной компании sadsongskomplex: fi (Хельсинки, Финляндия).
За основу режиссер Яри Юутинен взял либретто оперы Сергея Прокофьева. У спектакля действительно больше общего с оперной интерпретацией, чем с оригиналом. В романе Федор Михайлович, выстраивая характер Алексея, щедро сдобрил его яркими чертами: «кандидат университета и дворянин», «еретик и варвар». Прокофьев максимально оградил героев от ярлыков, оставив глубокое документирование человеческих страстей. Яри Юутинен же и вовсе избавляется от целого пласта национальных смыслов оригинала: иронии, колких замечаний и оскорблений в адрес французов, немцев и русских.
Кроме того, режиссер постарался уйти и от безумного надрыва «Игрока», выкристаллизовав ту основную злободневную идею, что делает классику классикой. Это скорее меццо пиано, чем фортиссимо Прокофьева и крещендо Достоевского.
Об опере также напоминает и сценография Теему Нурмелина, и живая музыка в исполнении квинтета Новгородской областной филармонии. Федор Михайлович без исступления, но с умеренной страстью – это парадоксально и странно, но оттого интересно и самобытно. Очищенные от национальных склок и намеренно драматичных метаний герои остаются один на один с психологией. И здесь режиссеру есть, что сказать.
Маскарадное вращение, поставленное хореографом Светланой Сафаровой, превращается в танец длиною в жизнь. Сюжет закольцован, бытие здесь – это бесконечное путешествие по гнездам рулетки: черное, красное, зеро. Герои гонятся за деньгами, но вовсе не они здесь первопричина, а сама игра. Игра театральная, игра в рулетку и в любовь.
Даже богатая, сильная духом бабуленька (Любовь Жинкина) вступает в ряды игорной карикатурной массовки, поддается дьявольскому танцу и выходит из него беспомощной, потеряв внутренний стержень и деньги. Полина в исполнении Виктории Нарховой закрывает ладонями уши в начале спектакля. Действительно, здесь намеренно не слышат друг друга. Словами Чацкого: «И слушаю, не понимаю».
Алексей обещает изменить свою судьбу, как заядлые курильщики обещают расстаться с пагубной привычкой с понедельника. «Завтра, завтра всё кончится!». Но завтра круговорот масок у рулетки начнется снова.
Марина КОЛБАЯ
Теги: Игрок, театр драмы