Сегодня в Новгородском музее-заповеднике открылась ежегодная научно-практическая конференция. В течение двух дней тут будет представлено двадцать шесть докладов сотрудников музея из Великого Новгорода и филиалов в Боровичах, Старой Руссе, Валдае и Чудове.
Один из докладов, сделанных сегодня, был посвящен новым данным о средневековом мосте через Волхов.
Великий новгородский мост Х века, остатки которого обнаружили археологи на дне Волхова в 2018 году, был сложным инженерным сооружением, поставленным на ряжи — к такому выводу пришли ученые Института археологии РАН. Они проанализировали особенности подводных конструкций и выяснили, что расстояние между пролетами было не менее 17 метров, что свидетельствует о высоком мастерстве древних строителей.
- Древний мост был сложным инженерным сооружением, большим и весьма дорогостоящим, с очень длинными пролетами - не менее 17 метров. Длинный пролет из дерева - это очень непростое конструктивное решение. Такие конструкции известны в мостостроении, но для X века это был очень высокий уровень архитектурного мастерства, - сообщил руководитель Новгородской подводно-археологической экспедиции Центра подводного археологического наследия ИА РАН, научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Айвар Степанов.
Ряж, или, по древнерусской терминологии, городня - это пятиугольный (или шестиугольный) деревянный сруб. Такие городни ставили в основании древнерусских валов или крепостей. Чтобы построить ряжевой мост, городню выводили на нужную точку на реке и накидывали на нее еще венцы - до тех пор, пока она не опускалась на дно, вставала на грунт и возвышалась над водой. После этого ее засыпали камнями - забутовывали.
Как полагают исследователи, такой сложный и большой мост мог существовать не только для связи между усадьбами, но и выполнять фортификационную функцию - контролировать проход судов по Волхову и защищать город от непрошеных гостей.