«НВ» совместно с Министерством культуры и Кинокомиссией Новгородской области запускают проект «Вторые роли крупным планом», героями которого станут новгородцы, принявшие участие в съёмках кино и телесериалов, проходивших на территории области.
В монологах жители Новгородчины, участники эпизодов или массовых сцен, передают свои впечатления от приобщения к искусству кино, делятся интересными историями, произошедшими за кадром.
Публикации проекта можно найти на сайте «НВ» и в соцсетях под хэштегом #Вторые_роли_крупным_планом, #Культура_ряДОМ
Первая героиня нового проекта - новгородка Мария Матвеева, инструктор по физкультуре, преподаватель младших классов, нынче морж на пенсии с активной жизненной позицией. Мария Ивановна дебютировала в фильме «Спасти Ленинград», затем закрепила новый опыт в документально-художественном сериале «Рюриковичи».
Рассказывает Мария Матвеева:
Вообще я не собиралась сниматься в кино, но я морж. Прихожу как-то в наш домик, а мне говорят: «Не хочешь в кино сниматься? Им моржи нужны...Там в воде плавать много». Мне стало интересно, а что, если возьмут? Так несколько моржей послали свои фото на кастинг «Спасти Ленинград». Нас приняли.
Спасти Ленинград
Сентябрь 1941 года. Юные влюблённые Костя и Настя волею обстоятельств оказываются на барже, которая должна вывезти людей из блокадного Ленинграда. Ночью судно попадает в шторм и терпит бедствие. Но на месте трагедии первыми оказываются вовсе не спасатели, а вражеские самолёты.
Значительная часть съёмок фильма проходила в деревне Коростынь Шимского района, на берегу озера Ильмень.
И началась эпопея: каждый день, в течение двух недель в июле, мы в 6 утра ждали на остановке: нас забирал автобус и вёз в Коростынь на съёмки. Приезжали в районе восьми. Нас гримировали, причёсывали. Кстати, у меня на съёмках были туфли актёра Гелы Месхи. Мой размер ноги большой – у костюмеров перемерила много обуви, пока не нашла подходящие. Кожаные, чёрные, остроносые, но свой век парадный явно отжили. Мне в них было очень удобно. Как-то смотрю, на подошве написано «Гела Месхи». А ведь и правда, он весь миниатюрный. Вот я 14 дней отходила в его туфлях.
К десяти в Коростынь приезжал режиссёр и начиналась съёмка.
В начале меня одолевало любопытство. Я всё время ждала этих сцен в воде, когда мы понадобимся. В затопленном (по сценарию) трюме старой баржи я плавала в шляпе и пиджаке, с причёской. Мне было хорошо и не холодно. Хотя, воду, конечно, не нагревали. На дворе стоял июль. Думаю, 21-22 градуса была температура воды. В общем, для меня не проблема, а за актрису театра драмы Любовь Лушечкину я очень переживала. Такая худенькая, маленькая. По сценарию она в воде стояла со своим чемоданом, у неё был отдельный эпизод. Съёмка продолжалась может быть час. И я думала: «Лучше бы я стояла на её месте, мне было бы легче». Но все артисты очень стоически переносили сложности. Никто не роптал.
![](https://novvedomosti.ru/images/photos/26-165-98.jpg)
Для артистов массовых сцен был раскинут шатёр, после съёмок, когда выходили из трюма, мы сушили свою одежду на солнце. Иногда прямо на трапе, ведущем к барже. Мы, моржи, ещё и купались в свободные минутки.
Знаю, что потом режиссёра Алексея Козлова ругали и критиковали за спецэффекты. По-моему, зря. Как иначе снять атаку вражеских самолётов? Тем более, что и в натуре снималось многое: рояль топили по-настоящему. И мальчишки прыгали в воду!
А когда шла работа над сценой обстрела на палубе, я под ним лежала, было страшно! Страшно было, когда мы были в затопленном трюме, а баржа как будто шла ко дну. Не знаю, какие приспособления использовали мастера своего дела, но я чувствовала себя в эпицентре военных действий, под трассирующими пулями. Натягивала шляпу и вместе с ней ныряла под воду.
Рассказ о съёмках в «Рюриковичах» читайте в следующем выпуске проекта.