Пятница, 22 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

06 августа 2021
Мария Клапатнюк

Домонгольские фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря изучают с помощью спектрометра

В Великом Новгороде стартовал первый этап междисциплинарного научного проекта Института археологии РАН «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013–2020 годов)». 

Как сообщили в музее-заповеднике, основная цель планируемого научного исследования – всестороннее изучение росписей Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде с помощью современных высокоточных неразрушающих методов. 

Проект победил в конкурсе Министерства науки и высшего образования РФ и был поддержан грантом Правительства РФ. Работы московских археологов осуществляются при содействии Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и Новгородской епархии Русской Православной церкви. 

— На первом этапе изучения фрески исследуют с помощью методов рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии. Это позволит получить сведения о составе штукатурки и пигментах росписи, технологии фрескового производства и поставить эти данные в контекст археологии, истории, истории искусства и архитектуры, — рассказала ученый секретарь Института археологии РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко. 

Во время археологических исследований Георгиевского собора Юрьева монастыря в 2013-2020 годах экспедиция ИА РАН под руководством член-корреспондента РАН, доктора искусствоведения Владимира Седова обнаружила и извлекла из-под позднего пола храма несколько десятков тысяч фрагментов фресок, сбитых со стен в XIX веке. 

— Появление из-под земли шедевров с фигуративными изображениями (живопись, фрески) случается крайне редко, как и попадание изображений в археологический культурный слой. Обнаружение в ходе раскопок в интерьере Георгиевского собора тысяч фрагментов первоначальной фресковой росписи храма принадлежит к подобным исключительным археологическим удачам, приносящим как исследовательскую радость и потрясение мастерством древних творцов, так и удивление способностью земли сохранять и отдавать произведения искусства такого рода. Этот массив «археологической» фресковой росписи значительно дополняет наши представления о свойствах домонгольских фресок Новгорода, — отметила Марина Вдовиченко. 

https://novvedomosti.ru/images/photos/139-2992-62.jpg


Для изучения фресковой росписи памятника в 2021 году в Институте археологии РАН была создана Лаборатория архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников. Стартовавший проект призван всесторонне проанализировать фресковые росписи и получить комплексные естественнонаучные данные о штукатурке и технике многослойной живописи Георгиевского собора Юрьева монастыря в сопоставлении с другими памятниками Новгорода и существовавшими в то же самое время византийскими храмами с росписями в Болгарии, Македонии, Италии. 

Предполагается издание полного электронного и печатного каталога избранных фрагментов фресок, планируется построение 3D модели Георгиевского собора изнутри и снаружи. Как полагают ученые, Георгиевский собор Юрьева монастыря – идеальный объект для таких исследований: внутри одного собора содержится целая история развития фресковой технологии от Древней Руси до начала XX века. 

Главным содержанием первого этапа работ, часть которого уже проведена, стало изучение фресок методами точных наук – в частности, при помощи метода рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии. В рамках проекта Институтом археологии РАН и Новгородским музеем-заповедником было приобретено специальное оборудование – рентгенофлуоресцентные спектрометры Bruker Tracer. Прибор, приобретенный Новгородским музеем-заповедником в марте этого года при поддержке Попечительского совета, значительно расширил научные и исследовательские возможности новгородских археологов и реставраторов, а также продвижения публикаций новгородских специалистов в российских и зарубежных научных изданиях. 

— Прибор позволяет относительно быстро и точно проанализировать, например, пигментный состав красок, которыми пользовались художники. В прикладном смысле это помогает реставраторам подобрать материалы при работе с фресковой живописью, — отметила Тамара Анисимова, заведующая Центром реставрации монументальной живописи. 

https://novvedomosti.ru/images/photos/139-2993-47.jpg

Спектрометрический анализ даст ответ на ряд вопросов о технологии росписи: присутствовал ли в составе насыщенного голубого цвета один из самых дорогих пигментов – лазурит, который добывался в Афганистане, или он был заменен на не такой дорогой, но все же редкий в России азурит? Из каких элементов состоит зеленый и красный пигмент, использованный в росписи XII века, а из каких – в более поздней росписи? Каким образом и в какой последовательности на стену построенного храма накладывались слои штукатурки и специального тонкого слоя подготовки под живопись, отличалась ли фресковая штукатурка по своему составу от строительной? 

Ознакомительная работа с оборудованием была проведена специалистами лаборатории Лувра в 2019 году. В настоящее время проект возглавила приглашенный ученый, эксперт с мировым именем по археометрическому анализу, специалист в области изучения культурного наследия Алессандра Джиумлия. В Италии работа с использованием современного высокотехнологичного оборудования такого уровня ведется не первый год. В рамках своего визита Алессандра Джиумлия-Маир поделилась с новгородскими коллегами опытом, в частности – внедрения результатов исследования в научный оборот. 

Напомним, попечительский совет Новгородского музея-заповедника создан в 2019 году по инициативе губернатора Новгородской области Андрея Никитина. Портативный рентгенофлуоресцентый спектрометр TRACER приобретен, благодаря поддержке председателя координационного совета ПАО «Акрон», члена попечительского совета музея Вячеслава Кантора.

Теги: фрески, изучение, Георгиевский собор

РЕКЛАМА

Еще новости

Верхнюю грамоту нашли четыре года назад на Воздвиженском раскопе, нижнюю – в 2024 году на Троицком раскопе.

На Троицком и Воздвиженском раскопах в Великом Новгороде нашли одинаковые берестяные грамоты

На Троицком раскопе в Великом Новгороде обнаружили берестяную грамоту со словом «размёт», она стала копией грамоты с Воздвиженского раскопа

21.11.2024 | Культура

В книжке появятся старые и новые виды Окуловки.

Под Новый год окуловская поэтесса планирует издать сборник краеведческих сказок

В сборник войдут истории о поэтессе Ольге Берггольц, купеческом доме, биографии великой княгини Ольги, этнографа Николая Миклухо-Маклая, писателя Виталия Бианки

21.11.2024 | Культура

«Эра» —  бенефис выдающейся актрисы Марианны Шульц и череда не менее замечательных ролей.

Новгородцам покажут фильм «Эра», ставший победителем фестиваля «Новое движение»

Фильм «Эра» рассказывает историю огненно-рыжей Эры и её необычного сына Андрея, которые приезжают в дом над морем строить новую жизнь

20.11.2024 | Культура

Грамота №1178 была найдена в слоях второй половины XII века.

В берестяной грамоте с Троицкого раскопа в Великом Новгороде впервые упоминается жук

Академик Российской академии наук, лингвист Алексей Гиппиус рассказал о берестяных грамотах, найденных на Троицком раскопе в Великом Новгороде в сезоне 2024 года

20.11.2024 | Культура

Грамоту №1189 нашли на Троицком раскопе в слоях второй половины XII века.

Новгородскую берестяную грамоту с призывом «удавися» мог написать ребёнок

Академик Российской академии наук, лингвист Алексей Гиппиус рассказал о грамоте №1189, найденной на Троицком раскопе в Великом Новгороде

19.11.2024 | Культура

«Путьный кубок» значит «путевая кружка».

На Воздвиженском раскопе в Великом Новгороде нашли долговую запись и «путьный кубок»

В 2024 году на Воздвиженском раскопе археологи обнаружили одну берестяную грамоту, оказавшуюся долговой записью

19.11.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА