XVI Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» состоялся в Великом Новгороде с 8 по 12 октября. В афише значились 17 спектаклей из 9 стран мира, которые шли на сценах Великого Новгорода и в онлайн -формате. Помимо этого в программе фестиваля были творческие встречи, выставки и другие мероприятия.
"НВ" подробно писали о подготовке к фестивалю - "Вокруг света онлайн".
Мы решили подытожить впечатления от увиденного.
Возможно, в будущем будет академическое исследование, как театр переносил трудности пандемических ограничений, введение QR-кодов и процентов от количества публики в зале. Сложнее всего приходится тем, кто в «такую лихую погоду» проводит фестивали, которые прежде служили средством объединения театров и представления зрителям лучших спектаклей и тенденций театрального искусства. Сегодня такие фестивали демонстрируют умение остаться на плаву и сохранить культурный обмен, который грозится встать на паузу. 16 Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival, который проводит Новгородский театр для детей и молодежи «Малый», продемонстрировал, что способен к регенерации, новым формам и готов быть на связи со своим зрителем, несмотря ни на что.
Выставка «Хвала детской книге», которую можно было видеть в фойе Новгородского театра «Малый» - это забавная и умная коллекция высказываний шведских авторов и иллюстраторов о пользе чтения и книг для всего мира. И хотя некоторых писателей иногда трудно опознать любопытному российскому читателю, здесь постарались показать разнообразие и радость чтения (например, знаменитые герои книг про Петсона и котенка Финдуса шведского автора Свена Нурдквиста буквально на первом плакате выставки).
Шведскую историю на фестивале невольно поддержал обаятельный и честный спектакль «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» (Тверской ТЮЗ), который заменил в программе «Вафельное сердце». И это оказался тот случай, когда зритель не пожалел о том, что сохранил билет в театр – Иван Пачин открыто разговаривая со своей публикой, сначала признался, что он расскажет о каждом предмете на сцене, отвечает на вопросы детей и постепенно из этого разговора вырастает история Ульфа Старка о двух пацанах, который отправились искать себе дедушку. Спектакль «Умеешь ли ты свистеть,Йоханна?» это моноспектакль и сторителлинг, как модно говорить – но тут не откажешь в таланте так держать часовое внимание детей. Двое мальчиков отправились в дом престарелых, где встретили дедушку своей мечты и постепенно сдружились. Самые простые средства – неказистые свитера на вешалке, деревце, гирлянда, статуэтка птицы, все находится в этом скарбе жизни и играет свою роль. И театр начинается не с вешалки, а с воображения.
«Дети ворона» Новгородского театра для детей и молодежи «Малый» тоже выросли из современной литературы на сцене. Книга Юлии Яковлевой «Ленинградские сказки» - мрачный подростковый триллер в стиле фэнтези и на основе недавних событий нашей общей истории времен сталинских репрессий. Здесь на сцене – побег из реальности 1938 года, в момент, когда двое детей замечают, как в вагоне перевозят людей и выхватывают записку заключенных. Режиссер Надежда Алексеева сочиняет пронзительный важный спектакль о тех, кого не заметили – о детском восприятии трудностей, страха, борьбы за выживание. Детям помогают птицы в тот момент, когда люди проявляют жестокость, но эти же люди в финале спасают детей врагов народа.Получилось такое героическое фэнтези, которое напряженно смотрят подростки и переживают взрослые.
Спектакль «Волшебное кольцо» Санкт-Петербургского театра на Литейном –оптимистический взгляд на народное творчество, беря за основу литературные сказки Бориса Шергина про магическую помощь змеи Скарабеи, Жучки и Мурки. Разыгрывают сказку легко и задорно, как на рыночной площади перед публикой, трое актеров, которые легко перевоплощаются из Ваньки в царя, из царской дочки Ульянки во влюбленную Настю под переливы аккордеона. И даже иногда старомодный и непонятный слог лубочной сказки актеры живо переделывают на современный лад - царь смешно капризничает, как не любит чай с чабрецом, Ульянка дует губы как девица с обложки журнала. В финале дети помогают строить дом и актеры с явным удовольствием импровизируют с ними (самую маленькую девочку назначают бригадиром, смотреть за остальными).
Курс на литературных персонажей поддержали и онлайн показы зарубежных спектаклей. Здесь игровая и волшебная «Принцесса на горошине» Латвийского театра кукол показывает закулисье выбора прекрасной пары для принца – чудесные куклы- марионетки, с которым мастерски работают артисты театра пробуждают мысль о кукольных мультфильмах детства.
Для взрослого зрителя бушевали страсти «Немого Макбета» - канадский театр La Fille Du Laitier через пантомиму передает нюансы шекспировской пьесы о захвате власти. Это почти Макбет-кино, где сначала покажут бумажные титры будущей постановки, потом каждый кадр будет казаться нарочито кинематографическим. Здесь колода карт предстанет карточными королями, шотландские супруги Макбеты будут драться за бумажные короны и проливать кетчуп во имя невидимой власти над небольшим столом. Остроумный и жестокий спектакль о неэкологичности власти (после спектакля остается только грязь и скомканные бумажки,тошнотворное наследство после убийств).
Спектакль «Франкенштейн» Городского театра Билефельда – интересное переосмысление самого известного романа ужасов Мэри Шелли. Четверо актеров, сначала как домашний театр, разыгрывают полную драматизма историю создателя – неудачливого ученого Виктора Франкенштейна и его мрачного творения. Грим черно-белых лиц подчеркивает напряженную актерскую игру, иногда кажется, что уже не люди разыгрывают историю, но духи. Остается сожалеть, что спектакль не показан на сцене в Новгороде, чтобы оценить его экспрессию в реальности.
У фестиваля получилось встретиться и с Горьким (спектакль «Васса», московского«Ведогонь-театра») и с Гоголем (спектакль «Гоголь.СПб» Кировского театра кукол), и показать открытый мир воображения, на поле которого играют современные театры всех мастей.
Анна Степанова
Фото Марины Воробьевой
Теги: Царь-сказка, театр Малый, Великий Новгород