В Краеведческом музее Старой Руссы открылась выставка «Торопясь, и лапти не сплетёшь», рассказали в пресс-службе Новгородского музея-заповедника. Гости музея смогут увидеть средневековую кожаную обувь, традиционные плетёные из коры деревьев лапти и более современную обувь от туфель до сапог – всего более 60 предметов. Выставка будет работать по 28 апреля.
Считается, что самой распространённой обувью на Руси были лапти, но так было далеко не всегда, отметили в музее. Находки археологов позволяют предполагать, что в XI-XV веках имела большое распространение кожаная обувь.
Если говорить о Новгородской земле, то лапти здесь носили во времена тяжёлые, голодные и военные. Это была преимущественно деревенская обувь, она не подходила для ходьбы по деревянным мостовым Новгорода и Русы. Иногда лапти надевали сверху на кожаную обувь.
Среди ремёсел древнего Новгорода кожевенное дело было одним из основных. В Великом Новгороде целый район назывался Кожевники, он находился за пределами земляного города, так как работа скорняков была связана с крайне неприятными запахами.
Возникновение и расцвет на Новгородской земле кожевенного дела был вызван потребностями людей в удобной обуви, сумках, кошельках, а развитое скотоводство являлось необходимой сырьевой базой. Остатки стойл для скота, обилие костей домашних животных часто встречаются среди находок археологов. В письменных источниках имеются свидетельства о табунах лошадей и стадах крупного рогатого скота, принадлежавших новгородским феодалам, монастырям, боярам. Найдено большое количество разнообразных отходов сапожного производства.
Кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: поршни, башмаки и сапоги. Мягкие башмаки и вся женская обувь украшались вышивкой. Наиболее излюбленным мотивом орнамента вышивки на мягких башмаках и туфлях был растительный узор, переплетающийся с бесконечной плетёнкой. Вышивку по коже делали шерстяными, льняными и шёлковыми нитями. Нити красили в зелёный, красный, жёлтый и другие цвета. Контурные рисунки вышивали швом «назад иглой» или «веревочкой», иногда рисунок заполняли ковровым швом.
Значение лаптей для крестьян и работного люда России часто преувеличивается, хотя их действительно носили в московский период на всей русской территории. Инструменты для плетения лаптей – кочедыки – известны с Каменного века. Одно из первых упоминаний о носящих лапти людях – лапотниках – встречается в «Повести временных лет». В записи от 985 года, описывая победу киевского князя Владимира Святославича и его дяди Добрыни над волжскими булгарами, летописец приписывает Добрыне такие слова: «Посмотрел пленных, а они все в сапогах. Эти нам дань платить не будут; пойдем с тобой искать лапотников».
Лапти в XIX веке плели из лыка, с помощью железного крючка, называемого кадачем, и деревянной колодки. Иногда, как, например, в Полесье, лапти состояли только из одной подошвы, в большинстве же случаев им придавали форму башмака, и тогда оплетали лыком верх передней части колодки и приделывали задники. Свободные концы лык загибали снова внутрь и закрепляли, отчего края отверстия получали ровность и не натирали ноги. По краям отверстия приделывали из тех же лык ушки, чтобы при помощи просунутых в эти ушки ремней стягиванием последних можно было бы сузить отверстие и тем самым прикрепить лапоть к ноге.
Лучшим материалом для лаптей считалось липовое лыко, сдираемое с молодых липок и отличающееся крепостью. В северных губерниях за неимением липы лыко драли с березы. Такое лыко было не очень прочным, и лапти из него носилис не более недели.
Длина липового лыка большей частью три аршина. Один аршин равен 70,9 см. На пару лаптей идёт 32 лыка, а одна липка даёт 3-4 лыка, так что на пару лаптей нужно 3-4 деревца. Так как большинство жителей северной и восточной России носило лапти, то и потребление березового и липового лыка и связанное с ним истребление молодого леса было очень велико.
Теги: Старая Русса, выставка, обувь, лапти