Воскресенье, 07 июля 2024

21 января 2022
Елена Кузьмина

Учёные выяснили, как пожары могли влиять на фрески Георгиевского собора в Юрьевом монастыре

Георгиевский собор Юрьева монастыря, XII век.

Фотография ©: tourister.ru

Российские учёные определили состав пигментов древнерусских фресок из трёх соборов XII-XVI веков, в том числе новгородского, а также выяснили, как он менялся из-за пожара, пишет ТАСС. Эти данные помогут реставраторам восстанавливать первоначальный облик, а историкам искусства – сделать выводы об особенностях техники древней фресковой живописи, сообщает пресс-служба Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ).

Исследователи ОИЯИ изучили фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря (Великий Новгород, XII век), Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (Псков, XII век) и Смоленского собора Новодевичьего монастыря (Москва, XVI век).

«Среди пигментов в исследуемых памятниках определены желтая и красная охры, свинцовые белила, зеленая земля, известь, киноварь, возможно, малахит и азурит. Особенно интересным было обнаружение лазурита в фрагментах синего цвета из фресок Георгиевского собора в Новгороде. Использование столь редкого и дорогого для средневековья пигмента свидетельствует о социальной значимости заказчиков росписи», – говорится в сообщении.

Древняя живопись, по данным института, была исследована как на месте, с помощью рентгенофлуоресцентного анализа, так и в лаборатории. Образцы фресок изучали с помощью нейтронного активационного анализа, активационного анализа на мгновенных гамма-квантах, электронной микроскопии, инфракрасной и рамановской спектроскопии, химического микроанализа, термических экспериментов.

Также учёные смоделировали условия пожара. Исследование показало, как именно перерождаются цвета древних красок при воздействии высоких температур. При постепенном нагревании от 100 до 1100 °С жёлтый и зелёный образцы фресок приобретают красные оттенки.

Учёные рассчитывают, что этот эксперимент поможет разрешить многолетнюю проблему, касающуюся особенностей цветопередачи таких значимых образцов древнерусской живописи, таких как живопись Феофана Грека.

«Стратиграфические исследования фрагментов позволяют дать заключение о количестве и последовательности нанесения слоев, выяснить, какую технику применяли древние мастера. Полученные данные помогают также понять специфику творческого процесса: нанесение орнамента поверх основного тона, использование подготовительного рисунка, исправление ошибок молодого художника опытным мастером», – добавили в институте.