Понедельник, 08 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

03 марта 2022
Елена Кузьмина

Найденная в Великом Новгороде золотая подвеска была сделана из римских мозаик

Учёные изучили подвеску с эмалевой вставкой, найденную в слое начала XIII века в Великом Новгороде

Исследование показало, что состав эмалей очень близок химическому составу римских и ранневизантийски

Исследование показало, что состав эмалей очень близок химическому составу римских и ранневизантийски

Фотография ©: Институт археологии РАН

Учёные изучили подвеску с эмалевой вставкой, найденную в слое начала XIII века в Великом Новгороде. Исследование артефакта показало, что драгоценная подвеска-квадрифолий была изготовлена русскими или византийскими мастерами, а для эмали была использована переплавленная смальта римских или ранневизантийских мозаик начала I тысячелетия, сообщили в институте археологии РАН. 

В исследовании участвовали представители Института археологии РАН, Казанского (Приволжского) федерального университета, Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и Федерального научно-исследовательского центра «Кристаллография и фотоника» РАН.

– Впервые древнерусское золотое украшение с эмалевым декором было изучено комплексно, с применением высокоточных методов, – сказала старший научный сотрудник Института археологии РАН Ирина Зайцева. – Мы смогли определить состав металла и эмали. 

Летом 2018 года экспедиция Института археологии РАН под руководством члена-корреспондента РАН Петра Гайдукова начали раскопки на участке на улице Знаменская в Великом Новгороде. Археологи нашли участок древней Павловой улицы и остатки четырёх средневековых усадеб. 

Посмотреть фотографию

В культурном слое, нижняя часть которого относится к первой четверти XI века, а верхняя – к концу XV – началу XVI века, собрали большое количество артефактов, указывающих на высокий социальный статус жителей: печати новгородских и служилых князей, византийские торговые пломбы, украшения, предметы личного благочестия и другие предметы из металлов, кости, янтаря, стекла, камня и глины.

Украшенная эмалью золотая подвеска была обнаружена в остатках жилой постройки, сложенной из толстых сосновых бревен. По данным дендрохронологического анализа, дом был сооружён в начале 1210-х годов. Он был последним домом, построенным на этом участке перед длительным запустением этой части города, которое, вероятно, было связано с катастрофическими эпидемиями, голодными годами в Новгороде в первой трети XIII века, и общим упадком экономической жизни, наступившим после завоевания монголами центральных и южных регионов средневековой Руси.

Посмотреть фотографию

Подвеска в форме квадрифолия – комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками – состоит из лицевой и оборотной пластин и петельчатого ушка. Лицевая поверхность подвески украшена выпуклым декором из цветков, соединённых стеблем. 

В центре пластины прорезано отверстие диаметром 10 мм, в которое помещена круглая эмалевая вставка. 

– Золотая подвеска из Новгорода – подлинное произведение художественного ремесла, – рассказала Ирина Зайцева. – Высокий профессионализм и великолепный вкус мастеров видны как в изготовлении корпуса из высокопробного золота, так и эмалевой вставки. Аналогий у нее нет ни в византийских материалах, ни в древнерусских. Скорее всего, она была частью богатого парадного убора.

В центре круглого медальона расположено изображение трилистника, заполненное красной эмалью. Его окружает белая эмаль, которая создаёт контрастный фон. Трилистник вместе с фоном охватывает кольцо синей эмали, под трилистником расположен треугольник бирюзовой эмали. Все изображение обрамляет внешнее кольцо красной эмали. 

Посмотреть фотографию

Исследование показало, что состав эмалей очень близок химическому составу римских и ранневизантийских мозаик. Белая эмаль практически полностью аналогична стеклу мозаичной плитки из базилики Сан Северо в Равенне, а кобальтовый пигмент в синей эмали включает набор элементов, характерный для римской ремесленной традиции: кобальт, марганец, медь и железо.

– Судя по составу, эмали новгородской подвески сделаны не из средневекового стекла, а из римских мозаик, – пояснила научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья ИА РАН Ольга Румянцева. – Такая технология активно использовалась в эмальерном средневековом производстве в Западной Европе, например, в лиможских эмалях. Мозаики собирали в разрушенных зданиях, очищали от поверхностных загрязнений, перетирали в мелкий порошок, добавляли в него воду. Полученную смесь накладывали на металлическую поверхность, просушивали и обжигали в специальных печах при температуре, при которой порошок расплавлялся, а металл – нет.

– Можно предположить три варианта происхождения подвески и вставки, – сказала доцент кафедры археологии и всеобщей истории Казанского федерального университета Светлана Валиулина. – Вставка, как и все изделие, было создано или в Византии, или греческими мастерами в одном из русских городов, или эмалевая вставка могла быть выполнена в одной из мастерских Византии и привезена на Русь, где украсила золотой квадрифолий местной работы. Но в любом случае была использована импортная, вероятно, византийская эмаль.

Теги: Великий Новгород, археология, история

РЕКЛАМА

Еще новости

Награду получил руководитель коллектива Юрий Никифоров.

Новгородский коллектив стал победителем Всероссийского хорового фестиваля

Всероссийский хоровой фестиваль — одно из крупнейших культурных событий в сфере хорового исполнительства России, объединяющее лучшие коллективы регионов страны

08.12.2025 | Культура

Съёмки клипа прошли в залах Музея Победы на Поклонной горе.

Состоялась премьера клипа на песню «Нежность» Александры Пахмутовой

Накануне Дня героев Отечества состоялась премьера клипа на песню «Нежность», написанную Александрой Пахмутовой на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова

08.12.2025 | Культура

Новгородский музей собрал крупнейшую в мире коллекцию древнерусских колоколов эпохи до Смутного времени

Новгородский музей собрал крупнейшую в мире коллекцию древнерусских колоколов эпохи до Смутного времени

Благодаря приобретению четырех церковных колоколов XVI – XVII века музей обладает крупнейшей в мире коллекцией русских колоколов, отлитых до Смутного времени

06.12.2025 | Культура

В Великом Новгороде состоится второй фестиваль имени С.В. Рахманинова

В Великом Новгороде состоится второй фестиваль имени С.В. Рахманинова

В преддверии новогодних праздников организаторы проекта по традиции подготовили для зрителей яркую и уникальную программу

06.12.2025 | Культура

В 2025 году Новгородский музей-заповедник посетили более 1 630 000 человек

В 2025 году Новгородский музей-заповедник посетили более 1 630 000 человек

Это самый высокий показатель за всю 160-летнюю историю музея

06.12.2025 | Культура

Для студентов НовГУ открывается декада бесплатного посещения музея

Для студентов НовГУ открывается декада бесплатного посещения музея

С 7 по 17 декабря в Новгородском музее-заповеднике пройдёт «Декада Ярослава» — специальная акция для студентов Новгородского государственного университета

06.12.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА