Учёные изучили подвеску с эмалевой вставкой, найденную в слое начала XIII века в Великом Новгороде. Исследование артефакта показало, что драгоценная подвеска-квадрифолий была изготовлена русскими или византийскими мастерами, а для эмали была использована переплавленная смальта римских или ранневизантийских мозаик начала I тысячелетия, сообщили в институте археологии РАН.
В исследовании участвовали представители Института археологии РАН, Казанского (Приволжского) федерального университета, Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и Федерального научно-исследовательского центра «Кристаллография и фотоника» РАН.
– Впервые древнерусское золотое украшение с эмалевым декором было изучено комплексно, с применением высокоточных методов, – сказала старший научный сотрудник Института археологии РАН Ирина Зайцева. – Мы смогли определить состав металла и эмали.
Летом 2018 года экспедиция Института археологии РАН под руководством члена-корреспондента РАН Петра Гайдукова начали раскопки на участке на улице Знаменская в Великом Новгороде. Археологи нашли участок древней Павловой улицы и остатки четырёх средневековых усадеб.
В культурном слое, нижняя часть которого относится к первой четверти XI века, а верхняя – к концу XV – началу XVI века, собрали большое количество артефактов, указывающих на высокий социальный статус жителей: печати новгородских и служилых князей, византийские торговые пломбы, украшения, предметы личного благочестия и другие предметы из металлов, кости, янтаря, стекла, камня и глины.
Украшенная эмалью золотая подвеска была обнаружена в остатках жилой постройки, сложенной из толстых сосновых бревен. По данным дендрохронологического анализа, дом был сооружён в начале 1210-х годов. Он был последним домом, построенным на этом участке перед длительным запустением этой части города, которое, вероятно, было связано с катастрофическими эпидемиями, голодными годами в Новгороде в первой трети XIII века, и общим упадком экономической жизни, наступившим после завоевания монголами центральных и южных регионов средневековой Руси.
Подвеска в форме квадрифолия – комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками – состоит из лицевой и оборотной пластин и петельчатого ушка. Лицевая поверхность подвески украшена выпуклым декором из цветков, соединённых стеблем.
В центре пластины прорезано отверстие диаметром 10 мм, в которое помещена круглая эмалевая вставка.
– Золотая подвеска из Новгорода – подлинное произведение художественного ремесла, – рассказала Ирина Зайцева. – Высокий профессионализм и великолепный вкус мастеров видны как в изготовлении корпуса из высокопробного золота, так и эмалевой вставки. Аналогий у нее нет ни в византийских материалах, ни в древнерусских. Скорее всего, она была частью богатого парадного убора.
В центре круглого медальона расположено изображение трилистника, заполненное красной эмалью. Его окружает белая эмаль, которая создаёт контрастный фон. Трилистник вместе с фоном охватывает кольцо синей эмали, под трилистником расположен треугольник бирюзовой эмали. Все изображение обрамляет внешнее кольцо красной эмали.
Исследование показало, что состав эмалей очень близок химическому составу римских и ранневизантийских мозаик. Белая эмаль практически полностью аналогична стеклу мозаичной плитки из базилики Сан Северо в Равенне, а кобальтовый пигмент в синей эмали включает набор элементов, характерный для римской ремесленной традиции: кобальт, марганец, медь и железо.
– Судя по составу, эмали новгородской подвески сделаны не из средневекового стекла, а из римских мозаик, – пояснила научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья ИА РАН Ольга Румянцева. – Такая технология активно использовалась в эмальерном средневековом производстве в Западной Европе, например, в лиможских эмалях. Мозаики собирали в разрушенных зданиях, очищали от поверхностных загрязнений, перетирали в мелкий порошок, добавляли в него воду. Полученную смесь накладывали на металлическую поверхность, просушивали и обжигали в специальных печах при температуре, при которой порошок расплавлялся, а металл – нет.
– Можно предположить три варианта происхождения подвески и вставки, – сказала доцент кафедры археологии и всеобщей истории Казанского федерального университета Светлана Валиулина. – Вставка, как и все изделие, было создано или в Византии, или греческими мастерами в одном из русских городов, или эмалевая вставка могла быть выполнена в одной из мастерских Византии и привезена на Русь, где украсила золотой квадрифолий местной работы. Но в любом случае была использована импортная, вероятно, византийская эмаль.
Теги: Великий Новгород, археология, история