Суббота, 02 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

04 августа 2022
Елена Кузьмина

В новгородском Юрьевом монастыре нашли домонгольские фрески Георгиевского собора

Новгородский архитектурно-археологический отряд Института археологии Российской академии наук обнаружил на территории Свято-Юрьева мужского монастыря место залегания фресок XII века, которые были сбиты со стен Георгиевского собора во время ремонта 1820-х годов и вынесены из здания.

Это первая находка крупного скопления фрагментов фресок за пределами храма. По подсчётам, хранящаяся в Новгородском государственном музее-заповеднике коллекция фресок Георгиевского собора, извлечённых из-под пола XIX века, – лишь треть от всех фресок, покрывавших стены, своды и столбы древнего храма. Обнаружение скопления фресок позволит в дальнейшем найти оставшуюся часть стенных росписей, которые, предположительно, были закопаны на территории монастырского двора, рассказали сегодня, 4 августа, в Институте археологии.

1-7.08.2022 Лента новостей

– Многолетние поиски древних фресок за пределами Георгиевского собора Юрьева монастыря увенчались успехом, – сказала кандидат искусствоведения, учёный секретарь Института археологии РАН Марина Вдовиченко. – В 1990-2000 годах во время земляных и археологических работ на территории монастыря регулярно находили единичные осколки фресок, но место, где находилась основная масса сбитых фресок, найти не удавалось. В течение двух последних лет мы искали это место и, наконец, в небольшом шурфе обнаружили слой строительного развала, содержащего битые фрески.

1-7.08.2022 Лента новостей
1-7.08.2022 Лента новостей

В Георгиевском соборе, заложенном в 1119 году по заказу князя Всеволода Мстиславича, сегодня практически не сохранилась фресковая роспись, украшавшая храм от первой трети XII века до первой трети XIX века. Почти все фрески были сбиты во время ремонта храма в 1820-1830-х годах и стали основанием чугунного пола собора.

С 2013 года на территории Юрьева монастыря работает Новгородский архитектурно-археологический отряд под руководством члена-корреспондента РАН Владимира Седова. Из-под пола XIX века были извлечены десятки тысяч фрагментов первоначальной фресковой живописи, и в 2014-2015 годах археологи передали в Новгородский музей-заповедник значительную коллекцию фрагментов фресок. Это сотни лотков с известковыми осколками с гладкой цветной стороной или с фрагментами изображений, в которых угадывались мужские и женские лики, элементы одежд и орнаментов, пальцы рук и ног, оперение крыльев ангелов и чешуйчатые доспехи святых воинов.

1-7.08.2022 Лента новостей

– Извлечённые из земли фрески обладают уникальным художественным и научным потенциалом, – пояснила Марина Вдовиченко. – Они составляют один из самых ранних ансамблей монументальной стенописи Северной Руси: раньше Георгиевского собора были расписаны только церковь Благовещения на Городище (около 1103 года), новгородский Софийский собор (около 1108 года) и Николо-Дворищенский собор (около 1113 года). Фрески Георгиевского собора – свидетельства первых шагов русского искусства в той области, которая стала наравне с иконописью его квинтэссенцией.

Уже получены первые результаты естественнонаучного изучения фресок: определены основные пигменты красок, их элементный состав. Эти данные позволят в дальнейшем выявить место происхождения минералов, входящих в состав красок.

К примеру, в насыщенной голубой краске, чаще всего использовавшейся в фонах древнерусских росписей и в большом количестве присутствующей на осколках Георгиевских фресок, был обнаружен один из самых дорогих по средневековым меркам минерал – лазурит, или ляпис-лазурь.

Этот минерал добывают в Афганистане – в провинции Бадахшан, в России – на территории Южного Прибайкалья и в Таджикистане – на Памире. Дальнейшие исследования, возможно, позволят определить, на каком именно месторождении добыли лазурит, который древние мастера использовали для красок Георгиевского собора.

Начиная с 2016 года археологи исследовали участки, прилегающие к храму с севера, юга и востока. Эти работы также позволили пополнить коллекцию фресок новыми цветными фрагментами. Была сформирована грандиозная коллекция фресок Георгиевского собора.

По данным учёных, большая часть фрагментов монументальной росписи Георгиевского собора до сих пор не найдена.

По предположениям специалистов, оставшиеся сбитые фрески были закопаны как строительный мусор или потенциальный строительный материал – например, дренаж – и сейчас находятся в земле на территории монастыря.

В июле 2022 года археологи заложили два шурфа к востоку от собора на территории монастырского газона. В шурфе, который находился за пределами храмовой ограды XVIII-XIX веков, на глубине 60-70 см от современной поверхности земли, был обнаружен слой строительного развала мощностью до 70 см. Он состоял из спрессованной массы рассыпного известкового раствора и твёрдых кусочков такого же раствора, сбитого со стен. Одна из сторон этих кусочков была гладкой и покрыта красочным слоем. Все фрагменты различаются по размеру: от мелкого цветного щебня до крупных фрагментов, на которых видны целые лики или их части.

1-7.08.2022 Лента новостей

Для работы с фресками были приглашены специалисты Новгородского музея-заповедника, разработавшие в предыдущие годы методику извлечения фресок из строительных развалов. Вместе с археологами они извлекли с небольшой площади шурфа более 100 планшетов с фрагментами фресок и передали их для обработки, консервации и изучения в филиал музея – Центр реставрации монументальной живописи под руководством Тамары Анисимовой.

Большинство фрагментов – массовый материал без видимых изображений. Менее 10 осколков содержат росписи, определяемые как фрагменты личного письма, и лишь два фрагмента составили одно изображение – лицо женщины.

– Находка этого лика оправдывает все серьёзные усилия, предпринимаемые по извлечению фресок из земли, – отметила Марина Вдовиченко. – Это лицо молодой женщины, повёрнутое в три четверти, даже чуть более, на зрителя. Половину высокого лба закрывает белый головной убор или повязка с глубокими зеленоватыми тенями, составляющая верхнюю часть лика, под тонким носом с открытыми ноздрями проходит слом фрагмента. Нижняя часть лица пока не выявлена. Сохранившиеся целыми, распахнутые глаза этого персонажа древности скользят мимо современного зрителя, заглядывая за его спину, а проходящий по переносице косой рваный стык фрагментов придает дополнительную выразительность. Если это лицо обретёт свое завершение, то тогда можно будет понять, какое чувство заключено в выражении глаз – осуждение или смирение.

 Археологи уже обследовали территорию к востоку от Георгиевского собора с помощью магнитометрического оборудования. Сопоставление данных магниторазведки и археологических чертежей 2022 года, возможно, поможет до начала земляных работ очертить приблизительную зону залегания фресочного слоя под землей и позволит обнаружить и другие скопления артефактов.

Теги: Великий Новгород, Юрьев монастырь, Георгиевский собор, фрески, археология

РЕКЛАМА

Еще новости

Кинофильм создается совместно с компанией «Марс Медиа».

В Великом Новгороде начались съёмки сериала «Шестое чувство»

К съёмкам приступила кинокомпания «Зебра» для телеканала «Домашний». Это уже 40 кинопроект, который снимается в регионе в этом сезоне

02.11.2024 | Культура

Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Росконцерта. Организатор фестиваля — правительство Новгородской области.

Михаил Пореченков: На фестивале имени Достоевского важно сохранить душевную атмосферу, которую создавали новгородцы

В Великом Новгороде и Старой Руссе прошло торжественное открытие XXVIII Международного фестиваля театральных искусств имени Достоевского

01.11.2024 | Культура

График работы: З1 октября с 18.00, 1 ноября с 14:00, 2 ноября с 18:00, 3 ноября с 17:00, 4 ноября с 14:00.

Новгородский гусельник Антоний запускает выставочный проект «Музыка вокруг: Пушкин»

Грантовый проект расскажет о народных музыкальных инструментах и их роли в произведениях классиков, исторических событиях, кинематографе

31.10.2024 | Культура

Есть идея на следующий год расширить географию городов Новгородчины, в которых идёт фестиваль.

Ядром обновлённого фестиваля театральных искусств имени Достоевского на Новгородчине будет русская классика

Команда организаторов Международного фестиваля театральных искусств Достоевского рассказала о новой концепции проекта

31.10.2024 | Культура

Сцена из спектакля «Игрок. Ставки сделаны».

Жюри Международного фестиваля театральных искусств имени Достоевского возглавил Владимир Панков

Международный фестиваль театральных искусств имени Фёдора Достоевского объявил состав жюри конкурсной программы «Перспектива»

30.10.2024 | Культура

Съёмки фильма закончились в августе 2023 году и проходили на берегу Ильменя.

Фильм новгородца Константина Еронина «Вдохновение» одержал победу на Международном кинофестивале «КАРО.Арт»

«Вдохновение» стал первым региональным полнометражным фильмом, снятым в Великом Новгороде

29.10.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 30.10.2024 года

РЕКЛАМА