Недавно в Великом Новгороде прошла международная научная конференция «Архитектурная археология: материальный мир древних памятников». Как отмечалось, особой темой форума стал Георгиевский собор Юрьева монастыря. При том, что речь шла о предварительных результатах комплексного изучения фресок из раскопок собора, начатых экспедицией Института археологии РАН под руководством доктора искусствоведения Владимира Седова в 2013 году.
— Анализ фресок с точки зрения материаловедения с применением точных методов изотопных исследований позволил структурировать состав раствора, пигментов, — пояснила учёный секретарь Института археологии РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко. — В частности, проследить путь лазурита, попадавшего в Новгород из Афганистана. Месторождение этого ценнейшего минерала было известно ещё с дохристианских времён.
В одном из докладов, сделанных на конференции, на основе изучения письменных источников Средневековья было высказано мнение, что, по всей видимости, лазурит продавался уже растолчённым и перемещался в виде порошка.
— Мы посчитали, что содержание лазурита в росписях собора составляло семь процентов. Это слой около пяти микрон — 0,05 миллиметра. С учётом площади, которую занимали фрески, получается, что в Новгород должно было быть завезено около 9 литров лазурита. Это только для Георгиевского собора. Было бы великолепно перевести это ещё и в денежный эквивалент, но такой возможности у нас пока нет, — сказала Марина Вдовиченко.
Подробнее о результатах исследовании Георгиевского собора читайте в материале «Микроны Мономаховичей».
Теги: Георгиевский собор, археология, фрески