На сайте Институте археологии Российской академии наук появился виртуальный тур «Археология Георгиевского собора». Экскурсия, разработку которой взяла на себя компания «Моспано», представляет новый формат, объединяющий результаты многолетних научных исследований и цифровую реконструкцию архитектуры и интерьеров Георгиевского собора Юрьева монастыря под Великим Новгородом, рассказали в Институте.
Это не просто 3D-экскурсия с видами на Юрьев монастырь и интерьер собора – это ещё и путешествие во времени. В туре собрали всё, что известно о Георгиевском соборе на сегодня. Это сведения о первоначальной архитектуре собора и истории перестроек, архивные фотографии утраченных фрагментов и ссылки на научные статьи, подробный рассказ о фресках, сбитых в XIX веке и найденных 10 лет назад под полом собора, граффити и цифровая модель здания.
С 2013 года на территории Юрьева монастыря работает Новгородский архитектурно-археологический отряд ИА РАН под руководством члена-корреспондента РАН Владимира Седова. Исследования проводили внутри собора и на примыкающей к нему территории. Был исследован монастырский некрополь, открыты и изучены погребения как внутри собора, в числе которых – гробница новгородского святителя Феоктиста, так и за его пределами, у южного и северного фасадов.
В 2013 году под полом собора, а в 2022 году – за пределами храма, на территории монастыря, были обнаружены десятки тысяч фрагментов первоначальной фресковой живописи, сбитых со стен и положенных в основание пола во время ремонта, начатого в 1820-е годы архимандритом Фотием. Извлечённые из-под земли фрагменты фресок передали в Новгородский музей-заповедник для дальнейшей обработки, консервации и изучения.
В ходе комплексных исследований была построена цифровая модель Георгиевского собора, в которую вошла информация об утраченных и демонтированных частях здания, пристройках. Также в модель внесли данные о техническом состоянии конструкций: подобная «дефектная ведомость» необходима для реставрационных работ и мониторинга сохранности памятника.
Виртуальный тур сделан в формате 360º и позволяет «обойти» собор со всех сторон и полностью осмотреть его интерьер. Для перемещения используются хот-споты, переносящие зрителей в разные уголки храма, в том числе и в закрытые для посещений: в неотреставрированную часть здания, на хоры, в лестничную башню.
Клик на кружки с изображением лупы открывает страницу с фотографиями и подробным описанием какого-либо важного участка собора, например, фрагмента фрески, граффити на столбе лестничной башни, некрополя, а также содержит данные об утраченных участках, например, фрагментах настенной росписи на фасаде здания.
Описания каждого участка включают информацию, полученную в ходе комплексных исследований. К примеру, описание некрополей включает данные антропологических исследований, граффити на стенах собора снабжены расшифровками и подробными комментариями.
В разделе, посвящённом новгородскому святителю Феоктисту, посетители могут увидеть его гробницу, ознакомиться с биографией святого, увидеть портретную графическую реконструкцию, выполненную по результатам антропологических исследований и узнать, где находятся останки святителя в настоящее время.
Виртуальная экскурсия позволяет реконструировать в текстовом формате детали интерьера раннего собора, которые связывают памятник с другими шедеврами древнерусского искусства – иконой «Устюжское Благовещение» и храмовым образом Святого Георгия, которые в настоящее время хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
Археологи определили местоположение первоначального иконостаса Георгиевского собора, в котором находились эти иконы: в ходе раскопок в полу XI века были обнаружены специальные отверстия под первоначальный иконостас и сень на Царскими вратами с выносом двух опорных столбов.
Комплексные исследования позволили понять, какие «спецэффекты» использовали средневековые зодчие при оформлении интерьера храма. Геологи, изучив плиты первоначального пола собора, определили, что камень для них добыли из каменоломен на реке Шелонь: только там можно было получить огромные камни, из которых можно было выточить плиты, доходящие до 2,5 метров.
– Пол собора – поразительный памятник средневекового искусства, – отметил Владимир Седов. – Он отличается от полов других храмов: в южнорусских и многих византийских храмах полы делали из керамических поливных плиток. Такие полы отражали свет, сверкали, были многоцветными. Полы Георгиевского собора были матовые, однотонные, и это оказывало совсем другой эффект: это была монументальная, очень спокойная, инертная поверхность, которая придавала дополнительную значительность интерьеру памятника.
В 2021 году для изучения фресковых росписей Георгиевского собора первой трети XII века в Институте археологии РАН создали Лабораторию архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников, которую возглавила Алессандра Джиумлиа-Маир, эксперт по археометрическому анализу с мировым именем.
Изучение фресок методами точных наук позволили определить состав красочного слоя, штукатурки, последовательность нанесения слоёв. В ходе работ с фресками Георгиевского собора учёные создали новую методику исследования настенных росписей, которая также была опробована на других домонгольских памятниках Новгорода.
– Комплексные исследования велись по всем доступным на современном этапе методикам, – пояснила учёный секретарь Института археологии РАН Марина Вдовиченко. – Благодаря им мы теперь знаем, из какого материала был построен собор, как были созданы его настенные росписи. Изучение технологий средневековых мастеров не только раскрывает техническую сторону строительства, но и уточняет, насыщает подробностями наши знания о торговых и политических сторонах жизни древнего Новгорода.
По словам Марины Вдовиченко, исследование пигментов и обнаружение среди них лазурита, добытого на территории современного Афганистана, рисует картину широких торговых связей Новгорода в домонгольскую эпоху. Запуск виртуального тура позволит широкому кругу зрителей не только полюбоваться красивыми видами Юрьева монастыря и уникальными интерьерами Георгиевского собора, но и получить наиболее полную информацию о его истории, роли в культурной и духовной жизни Новгорода, а также ознакомиться с последними научными данными по исследованиям собора, изложенными в научно-популярной форме.
Теги: Великий Новгород, Юрьев монастырь, Георгиевский собор, археология, история, фрески, технологии, виртуальный тур