Стартовала работа по подготовке нового генерального плана Великого Новгорода. Этому событию была посвящена встреча, состоявшаяся вчера, 11 апреля, в новгородском центре «Мой бизнесе». В ней приняли участие губернатор Андрей Никитин, мэр областного центра Александр Розбаум, глава Новгородского района Александр Дементьев.
Ключевыми участниками разговора стали представители государственного автономного учреждения «Институт Генплана Москвы» и национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». К общению присоединилась также сотрудники Новгородского университета, Центра развития городской среды региона, общественники, архитекторы, урбанисты.
По словам Константина Терентьева, директора областного Центра развития городской среды, наступил переломный момент в развитии города, когда ему стал необходим новый генеральный план. Это связано и с реализацией концепции «Город-Университет», и со строительством высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая пройдёт рядом с областным центром.
– Одновременно мы должны учитывать, что Великий Новгород – это город, в котором находится 37 памятников ЮНЕСКО, – сказал Константин Терентьев. – И, конечно, город должен оставаться зелёным, комфортным для жизни и экологичным.
Все эти задачи будут учитывать эксперты «Института Генплана Москвы» и «Высшей школы экономики», когда будут работать над созданием нового генерального плана Великого Новгорода.
«Институт генплана Москвы» – старейший в России, он действует более 70 лет. За последние 10 лет его сотрудники разработали более 5,5 тысячи различных типов градостроительной документации для 90 населённых пунктов страны.
– Нашей задачей будет подготовить генплан города, местные нормативы градостроительного проектирования, правила землепользования и застройки и объёмно-пространственный регламент, – рассказал заместитель директора «Института Генплана Москвы» Николай Кикава. – Работа будет комплексной. Мы будем готовить концепцию пространственного развития, в которой заложим идеологию градостроительной политики. Она должна максимально эффективно и ёмко раскрыть потенциал города. Когда нет единой системы правил градостроительной политики, могут появляться различные казусы. Примеров много. В частности, мы будем бороться с «человейниками», из-за которых на автобусных остановках выстраиваются огромные очереди людей, пытающихся выбраться из своих спальных районов.
Генплан Великого Новгорода будет разработан с учётом развития агломерации. Многие горожане работают в Новгородском районе, а многие жители муниципалитета ездят на работу в областной центр. Поэтому генпланы также будут разработаны для ряда сельских поселений района.
Работа по подготовке генплана будет поделена на шесть этапов. На первом этапе разработчики займутся сбором информации о состоянии городской инфраструктуры, преимуществ и недостатков города. В ней сможет принять участие каждый горожанин, и она уже идёт. Этот раунд планируется завершить в июле 2024 года.
– На втором этапе мы подготовим концепцию генплана, учитывая его природно-экологический каркас, транспортную схему опорной сети города, отраслевую структуру экономики, о чём часто забывают, – отметил Николай Кикава. – На третьем этапе вместе с концепцией будет готовиться проект местных норм градостроительного проектирования, после чего его вынесут на обсуждение, чтобы внести необходимые коррективы.
На четвёртом этапе пройдёт корректировка генерального плана, на пятом, в феврале 2025 года он будет представлен общественности, пройдут общественные слушания. Документ обязательно изучат все заинтересованные органы муниципальной власти, а затем предстоит его утверждение.
Подготовка генплана будет идти в неотрывной связи с общественным мнением, – подчеркнул Николай Кикава. – Мы будем формировать фокус-группы, обеспечим доступ веб-ресурсу, на котором каждый житель города сможет пометить локацию на карте и дать описание проблемы либо предложение о перспективах развития территории. Горожане станут непосредственными участниками разработки генплана.
Проект местных норм градостроительного проектирования установит правила освоения городских территорий и должен будет гарантировать заданный уровень качества городской среды в области пешеходной связанности, вело-транспортной инфраструктуры, требований к обеспеченности социальными учреждениями – детсадами, школами, поликлиниками. Правила землепользования и застройки будут учитывать необходимые параметры застройки городской территории – высотность, плотность, этажность. Все документы будут синхронизированы.
– Мы уже направили 95 запросов в различные ведомства по сотням параметров и показателей состояния городской инфраструктуры, распространили 2,5 тысячи анкет для сбора мнений горожан о качестве городской среды, – добавил Николай Кикава. – Будем проводить экспертные сессии, чтобы получить обратную связь от специалистов. Подключаем к работе субподрядные организации, которые представят нам данные о перемещениях населения, чтобы увидеть маятниковую миграцию, основные точки притяжения. Так мы сможем выстроить модель существующей и перспективной загрузки транспортной сети.
По словам Николая Кикавы, разработчики генплана будут искать баланс между числом мест проживания и числом рабочих мест, увеличением численности населения и налоговой отдачей от предприятий, чтобы городские власти смогли оценить: способен ли областной центр прокормить себя самостоятельно.
Подводя итоги первой встречи, Андрей Никитин отметил, что генплан будет учитывать и состояние существующих и посадки новых зелёных насаждений, использование старых производственных площадок, которые сейчас не эксплуатируются, развитие новых и существующих жилых районов, продолжение строительства улицы Большой Московской, строительство канатной дороги между двумя университетскими зданиями…
Одним из самых важных документов, по его словам, станут местные нормы градопроектирования, которые станут входным билетом для всех застройщиков.
– Если нет местных норм, то застройщик работает по федеральным, и мы уже, например, не сможем разместить на первом этаже дома поликлинику, потому что это будет невозможно по требованиям СанПиН, – объяснил Андрей Никитин. – Местные нормы позволят ограничивать высотность и устанавливать требования к парковкам.
Губернатор отметил и то, что Новгородский район станет базовым элементом проектирования, чтобы качество жизни в пригороде было таким же, как в городе. В муниципалитете должны быть обеспечены нормальные условия для жизни, подчеркнул глава региона.
Теги: Великий Новгород, генеральный план, городская среда, транспорт, строительство