Сегодня, 19 января, в Санкт-Петербурге, в ТАСС прошла пресс-конференция в онлайн-формате, посвящённая итогам первого года реализации федеральной программы «Земский учитель». О том, что этот проект дал Новгородской области, рассказала региональный министр образования Евгения Серебрякова.
По её словам, программа, которая направлена на преодоление дефицита педагогов в глубинке, привлекает учителей смелых, прогрессивных, пассионарных, готовых менять себя и сферу образования в целом.
– В 2020 году в наш регион по проекту «Земский учитель» приехали работать 13 человек. В этом году будет отобрано 12 педагогов, – сообщила Евгения Серебрякова. – Область не давала специальной рекламы, тем не менее, у нас был высокий конкурс – на одну вакансию претендовало от 2 до 5-6 человек. Что оказалось неожиданным? Рассчитывали, что активно будут участвовать учителя по иностранному языку, младших классов, но самый высокий конкурс был среди учителей физкультуры, претендовавших на место в школе маленького района.
Как отметила министр, все педагоги, приехавшие в область, хорошо влились в коллективы. Они делятся интересными идеями, проектами, которыми занимались ранее.
При отборе учителей на участие в программе в министерстве рассматривали не только портфолио, но и обращали внимание на их предложения к обучению детей.
– Нам важно, чтобы менялась система образования в районах, – рассказала Евгения Серебрякова. – У нас в регионе сейчас реализуется очень много интересных проектов. Так, по нацпроекту «Образование» все школы в районах Новгородской области получат компьютерное оборудование для создания цифровой образовательной среды. До 2023 года во всех школах откроют кабинеты «Точка роста». Мы видим, что благодаря новой инфраструктуре у детей меняется восприятие школьных предметов, меняется и восприятие у самих руководителей образовательных организаций.
В Новгородской области педагоги программы «Земский учитель» имели возможность ещё до подписания контракта встретиться не только с руководством школы, в которую они планировали приехать работать, но и с администрацией района. В некоторых были готовы предоставить служебное жильё. Были случаи, когда педагоги собирались отправиться в один район, но потом всё-таки выбирали другой. По замечанию Евгении Серебряковой, программа вызвала конкурс и среди районов, и среди образовательных организаций. И от них, как отметила министр, во многом будет зависеть, останется ли педагог в школе после истечения контракта. Один миллион рублей учителю выплачивается за пять лет работы.
– Я не верю, что люди, приехавшие за несколько тысяч километров, будут готовы всю жизнь провести на одном месте. И всё же важное значение имеет, а увидит ли человек свою дальнейшую судьбу в том месте, где он сейчас работает, – пояснила она. – Я не вижу проблемы, если педагог решит уехать из региона. Если он действительно интересный человек, профессионал своего дела, то даже нескольких лет хватит, чтобы подготовить себе достойную замену из местных молодых педагогов, подготовить методическую базу, которую дальше школа будет использовать. Но самое главное, на мой взгляд, что он будет способен изменить формат мышления в школе. Если даже учитель уедет, школа не вернётся в прежнее состояние. Сейчас она перестаёт быть только местом, где дети получают знания. Она даёт им ещё возможность получить траекторию своего пути и развить мотивацию.
Дефицит педагогических кадров в области составляет около 200 вакансий. Как подчеркнула Евгения Серебрякова, чтобы системно решать проблему нехватки учителей, помимо федеральных проектов, регионы должны предлагать свои.
– Участники программы «Земский учитель» приехали к нам из других областей. Они не появились на рынке труда дополнительно, – сообщила она. – Необходимо усилить работу с выпускниками педагогических колледжей и вузов. Например, ситуация с ковидом сыграла нам на руку. Коровнавирусной инфекцией болеют в основном не дети, а учителя. И стоял выбор: либо закрывать школы на карантин и вводить дистанционное обучение, либо проводить занятия в очном режиме. Мы всё-таки оставили очный режим. Нехватку педагогов восполняем студентами. И молодые люди чувствуют, что к ним серьёзно относятся, они чувствуют свою значимость, работая в реальных условиях. Надеемся, что и потом они останутся в системе образования.