В конце учебного года в новгородской школе №4 открылся музей военного костюма времён Великой Отечественной войны. Точнее, эта экспозиция, под которую отдан отдельный кабинет, расширила уже имеющуюся, формировавшуюся на протяжении 60 лет.
— В целом наш школьный музей — краеведческий, и период Второй Мировой войны — это только один из выставочных и архивных блоков. Экспозиция формы этого времени, причём, не только служащих Красной Армии, с одной стороны, дополняет фонды. С другой, является самостоятельным направлением, — объяснил создатель новой экспозиции, учитель истории Андрей Большев.
Про себя Андрей говорит, что в юности были разные увлечения, но затянула история. Помимо того, что преподаёт в школе этот предмет, он ещё и реконструкцией занимается больше 10 лет.
— У меня нет любимых или не очень периодов времени — могу с головой уйти в любой, — объясняет педагог. — Реконструкция — это прикладная история, попытка воплотить на практике теоретические знания. Это не просто факты, причинно-следственные связи тех или иных событий, это их Воссоздание. Именно так — с большой буквы, потому что Воссоздаётся жизнь людей. И если для науки история — политической, экономической, социальной — не так важны элементы быта, одежды, то для конструкторов именно они выходят на первый план. Мы формируем образ человека, отталкиваясь от его вещей, места, где жил, воевал, возможно погиб, от его друзей, книг, песен и так далее.
За годы реконструкторства у Большева собралась внушительная коллекция формы и атрибутики разных военных периодов в истории России. Несколько лет назад в новгородской школе №31 он организовал выставку из своих частных фондов. Этот опыт помог понять, что нужно обязательно показывать, а без чего можно обойтись в экспозиции, как правильно оформить манекены, витрины, их атрибутировать, этикетировать.
— В школе №4 решили сделать упор на период Великой Отечественной. Сейчас мальчишки и девчонки в массе своей имеют общие представления о войне — когда началась, когда закончилась, основные битвы, кто такой маршал Жуков. Но мало держать в голове информацию, необходимо, чтобы было сопереживание людям, которым пришлось вынести тяготы, лишения, голод, потерю близких, — рассуждает историк. — И вот эта экспозиция, как нам кажется, даст возможность ребятам приблизиться, пропустить через себя события 1941-1945 годов. Патриотизму научить нельзя, это чувство прививается в семьях, но можно доходчиво, на примерах, рассказывать, как это было, почему, скажем, Александр Панкратов бросился на вражеский пулемёт и грудью закрыл боевых товарищей от огня. Ведь он тогда, 24 августа 1941 года, не только их спас, он всю страну защищал.
По признанию собеседника, для музея выбрать из своей коллекции вещи и костюмы было несложно — в витринах в основном подлинные предметы. Форма полностью соответствует оригинальным комплектам, но подбиралась из серийных выпусков обмундирования уже послевоенного времени — 1950-1960-х годов.
Теги: Великий Новгород, школа, музей, история, Великая Отечественная война