Директор лаборатории «Искусство и искусственный интеллект» Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Лашманов прочитал в ходе работы летней Ганзейской школы публичную лекцию «Искусственный интеллект в работе историка». Исследователь рассказал о проектах, над которыми работает лаборатория.
Один из проектов — алгоритм нейронной сети, занимающейся поиском по базам данных археологических находок. Специалисты лаборатории создали сервис для археологов.
— Сервис поможет археологам понять, что именно они извлекли из земли, — рассказал Олег Лашманов пресс-службе НовГУ. — Внешне он выглядит как сайт, куда загружается фотография искомого объекта, и по предъявленной картинке генерируются предположения, что это может быть. Также отображается география похожих находок с указанием мест на карте, где их ранее находили. Для археологов сервис будет очень полезен, поскольку зачастую они находят не цельные предметы, а фрагменты – например, обломки крестов, куски сбруи. И если специалист сталкивается с предметом впервые, то с первого взгляда классифицировать находку бывает крайне сложно. Пока в базе данных сервиса объекты Института истории материальной культуры, Новгородского университета и еще нескольких вузов. База будет пополняться.
Проект находится на этапе тестирования. Запустить его планируют в конце года.
Ещё один проект лаборатории связан с исследованием картин. Искусственный интеллект на основе данных инфракрасной камеры анализирует и воссоздает изображение под слоем красок на картине.
— Перед тем, как писать картину красками, художник обычно делает эскиз углем или карандашом, — пояснил Олег Лашманов. — Инфракрасная камера этот слой красок просвечивает, и мы можем видеть изначальный замысел художника. Зачастую эскиз и конечный вариант сильно отличаются: на портретах меняется выражение лица, украшения, одежда, детали пейзажа тоже могут быть другими. Искусственный интеллект обрабатывает эти данные и воссоздает рисунок под слоем красок. Это улучшенная версия того, что «видит» камера: повышается контрастность изображения, подавляются шумы. С помощью нейросети мы можем лучше понимать задумку художника, погружаться в контекст создания картины, изучать технику письма старых мастеров.
Для исследования картин ученые также применяют рентген. Некоторые художники рисовали одни свои картины поверх других. С помощью рентгена можно увидеть изображения-призраки.
— По сути написано две картины, — отметил Олег Лашманов. — Одну видим, а вторую нет. Рентген позволяет увидеть вторую картину, а нейросеть делает все остальное: разделяет изображение на два, воссоздает, убирает паркетаж — ряд планок для укрепления картины.
Теги: НовГУ, Европейский университет, искусственный интеллект, археология