В апреле 1945 года фотокорреспондент ТАСС Марк Редькин в составе частей 3-го Белорусского фронта передвигался на попутках где-то в Восточной Пруссии (ныне север Польши). В какой-то момент его внимание привлекла молодая девушка-регулировщица. Выскочив из кузова, фотограф подбежал к ней с неожиданным вопросом: «Девушка, желаете войти в историю?» Так появилась серия знаменитых портретных снимков с общим названием «Регулировщица Таня», а позже - «На Берлин!» А героиней её стала 18-летняя Татьяна Александрова.
Таня родилась 31 декабря 1926 года в городе Боровичи (ныне Новгородской области). Первым из Александровых на фронт Великой Отечественной войны ушел отец. Семья даже письма от него не успела получить, пришло извещение - «пропал без вести». Таня хотела попасть на фронт и найти папу. С подругами втайне от матери она обивала порог военкомата, но 15-летних девчонок гнали с порога подрастать. Узнав об этом, мать плакала; «Сначала отец, а теперь ты…».
В Боровичах развернули сеть прифронтовых госпиталей, в одном из которых и начала работать Таня Александрова. В 1942 году военком на просьбы Тани о фронте сдался: «Пойдешь санитаркой в эшелон?» Дома Таня ничего не сказала, оставила записку: «Мама, не ругайся. Ухожу на войну. Может, встречу там папку».
В Подмосковье, в санитарный поезд она отправилась вместе с подругой Людой Дмитриевой. 16-летние санитарки работали на износ. В очередном рейсе в город Горький от всего эшелона осталось четыре вагона – их разбомбили в районе Иванова, и они с Людой чудом остались живы. В Горьком подружек определили в запасной полк, а затем – во взвод регулировщиков. Шел уже 1943 год.
Татьяна оказалась прирожденной регулировщицей: была наблюдательна, приметлива, бдительна и требовательна. Со своим взводом регулировщиков в составе 1-го Прибалтийского, а затем 3-го Белорусского фронтов дошла до Восточной Пруссии. Был случай, когда под горячую руку Татьяны попался заместитель командующего 3-м Белорусским фронтом генерал армии Иван Баграмян.
На узком мосту, по которому шла переправа войск, «виллис» генерала пытался объехать нескончаемую колонну и образовал пробку. «Что ж ты делаешь? А если самолеты?», – Татьяна рванула к злосчастному «виллису». Узнав командующего, козырнула: «Извините, товарищ генерал». Но Баграмян согласился, что виноват, сделал выговор своему шоферу, вышел из машины и стал помогать Тане восстанавливать движение по переправе.
3 марта 1945 года регулировщица 170-го дорожно-комендантского участка 35-й военно-автомобильной дороги Татьяна Александровна Александрова была награждена медалью «За боевые заслуги». Война закончилась для нее 16 июня 1945 года в прусском городке Фридланд.
После демобилизации Татьяна вернулась в родные Боровичи, где налаживалась мирная жизнь. По путевке комсомола ее направили работать на местный хлебокомбинат. В Боровичах она нашла и вторую половину – стала Артемьевой.
Много лет спустя после войны, в 1986 году, она вновь встретилась с фотографом Марком Редькиным, который, как и обещал, вписал ее имя в историю. Он приехал в гости к «регулировщице Тане» и подарил ей тот самый снимок со своим автографом.
11 декабря 2004 года Татьяны Александровны Артемьевой не стало. Но фото «На Берлин!» осталось не просто памятью военных лет, а одним из символов Великой Победы.
Теги: Помнить_вечно!















