В конце октября коллекция музея «Тёсовская узкоколейная железная дорога» пополнилась новым экспонатом – узкоколейной пожарной дрезиной ПМД-3, которая была доставлена с Липаковской УЖД Архангельской области, где она долгие годы стаяла в гараже на длительном ремонте двигателя.
- О дрезине было известно давно из заметок наших коллег, совершавших поездки на Липаковскую УЖД, но не было известно сохранилась ли она до наших дней, - рассказывают сотрудники музея. - В июне при поездке на УЖД мы узнали наверняка, что она сохранилась, после чего начались переговоры с собственником и подготовка к транспортировке, на что потребовалось несколько месяцев. У дрезины заменена кабина, отсутствует двигатель и всё подкапотное оборудование. Вместо пожарной бочки и сидений установлен самодельный деревянный кузов, так как дрезина долгое время использовалась как путейская. В ближайшее время при наличии свободных рук мы приступим к ее восстановлению.
Отметим, в соответствии с исторической справкой, размещённой в сообществе музея УЖД, производство пожарных дрезин в промышленном объёме наладил завод им. Свердлова в городе Горьком с 1950 по 1955 год. Первые дрезины завода им. Свердлова получили обозначение ПМД-1 (пожарная).
С 1952 года завод налаживает выпуск трёхосных дрезин ПМД-2, эти дрезины завод выпускает до 1955 года, после чего производство было передано на Демиховский машиностроительный завод. В 1956 году на ДМЗ была доработана конструкция мотодрезин и от горьковских дрезин они практически не отличались, за исключением немного изменившихся размеров, кабина получившая округлую заднюю стенку. Серийное производство было продолжено под тем же обозначением. Дрезины ПМД-2 завод выпускал до 1963 года.
В 1965 году завод начинает выпускать двухосные пожарные ПМД-3. Эти дрезины завод выпускал до 1974г.