Сегодня, 20 февраля, новый генеральный директор регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) Ольга Ходкова провела первую пресс-конференцию для журналистов.
На встрече зашла речь об ажиотаже, причиной которого, напомним, стала рассылка квитанций по оплате взносов за капремонт с указанием суммы долга. Немало жителей области увидели в платёжках солидные цифры. Для многих они стали очень неприятным сюрпризом.
Наиболее острая ситуация сложилась в Великом Новгороде, где сотни несогласных горожан отправились в здание Фонда, чтобы понять, как у них появились долги. Большинство людей утверждают, что исправно вносили платежи, а в квитанциях указаны неверные цифры.
На пресс-конференции Ольга Ходкова повторила то, что ранее говорили её сегодняшние подчинённые по поводу темы задолженностей.
– Работа с должниками не новая для Фонда капремонта. Она продолжается, – сказала она. – Информацию о задолженности в квитанциях по уплате взносов мы не выставляли в связи с переходом на новую систему учёта. Эта работа шла в течение года.
В прошлом году Фонд завершил её и начал поэтапно рассылать жителям муниципалитетов квитанции с указанием долга. Жители Великого Новгорода такие квитанции получили в январе.
Ранее Ольга Ходкова работала в областном министерстве ЖКХ и ТЭК, а до того в инспекции жилищного надзора. Она выиграла конкурс на пост руководителя Фонда и 17 февраля официально вступила в должность.
Ходкова исключила возможность сбоя при смене системы учёта и некорректном переносе информации о долгах. Вся информация о платежах и долгах была перенесена автоматически. Сомневаться в этих заверениях заставляют формулировки, которыми пользуется Ольга Сергеевна, говоря, что «в большинстве случаев» данные о задолженностях подтверждаются. Из этого следует, что Фонд всё-таки допускает погрешность в подсчётах.
На сегодняшней пресс-конференции журналистам рассказали и об одном из нюансов обработки информации по взносам, который стал причиной ложной тревоги среди добросовестных плательщиков.
Сумма в квитанции зависит от того, когда именно владелец квартиры вносил платёж. Закон разрешает это сделать до конца месяца, следующего за учётным. К примеру, платёжки за декабрь 2019 года Фонд рассылал в том же месяце, но заплатить взнос можно было до 31 января. Платёжки за январь можно оплачивать в феврале, за февраль – в марте и т. д.
Используемая в Фонде система учёта взносов «берёт» в расчёт платежи, выполненные примерно до третьей декады учётного месяца. К примеру, в январе 2020 года программа «видела» платежи, внесённые до 23 декабря 2019-го. Если гражданин заплатил декабрьский взнос 22 декабря, система «увидела» его платёж в январе, если заплатил 24-го, – «не увидела» и автоматически «приписала» так называемую текущую задолженность в январской платёжке. Хотя де-факто деньги гражданина уже лежали на счету в Фонде капремонта. В февральской квитанции долга за декабрь быть уже не должно.
Именно такую текущую задолженность большинство горожан и увидело в своих квитанциях. Новгородцы резонно обратились с вопросами в Фонд капремонта. Возмущение людей нельзя не понять, – никому не хочется быть должником. Ещё меньше хочется тратить личное время на поход в единственный на весь город офис учреждения и волноваться по поводу долга, которого на самом деле нет. Труднее всего пришлось пожилым жителям областного центра, которым лишнее волнение совсем ни к чему. Всего этого можно было избежать, если бы сотрудники Фонда просто предупредили бы собственников квартир.
В последнем квартале 2019 года Фонду удалось взыскать с должников около 70 млн рублей. В настоящее время жители области задолжали по взносам на капремонт МКД около 500 млн рублей. Собираемость взносов достигает более 85%. Это хороший показатель, говорит Ольга Ходкова.
Ольга Ходкова пояснила, что до перехода на новую систему учёта суммы задолженностей в квитанциях указывали, а на время перехода в платёжках писали, что долг не указывается временно, в связи с изменением программного обеспечения.
Хороший способ быстро получить информацию о задолженности – создать Личный кабинет на сайте Фонда капремонта. Это поможет увидеть не только все внесённые платежи, сумму долга, если он есть, но и работы по капитальному ремонту, которые уже успели выполнить в доме или еще планируют. По словам Ходковой, в 2019 и 2020 годах жители области создали более 4800 Личных кабинетов на интернет-странице Фонда.
Ещё одной частой причиной для споров по поводу пугающих платёжек стали долги прежних хозяев квартир. Нередко жилье продают вместе с задолженностью, которую старые владельцы накопили перед Фондом капремонта. Новые собственники по доверчивости и неопытности не проводят проверку, а потом сталкиваются с проблемой.
– Взносы начисляют на жилое помещение, и долги по платежам переходят к новым владельцам квартиры, – пояснила Ходкова.
В этом случае новые хозяева должны договориться с истинными должниками об уплате взносов либо мирным путем, либо через суд, либо всё-таки оплатить чужой долг, если сумма не стоит лишних переживаний. Выставить счёт старым хозяевам квартиры Фонд капремонта не имеет права.
И наконец ещё одной, правда, куда более редкой причиной спорных ситуаций стала смена расчетных счетов, на которые собственники квартир перечисляли взносы за капремонт. Это произошло в 2016 году. Некоторые собственники продолжили вносить платежи на старые номера счетов, и деньги «зависали» в банке, не поступая на новые счета.
По словам заместителя гендиректора учреждения Алексея Кожевникова, таких случаев очень мало. Сейчас Фонд ведет переговоры с банками, чтобы определить суммы «зависших» там денег и вернуть их плательщикам.
Теги: Коммуналка, ЖКХ, капремонт, фонд капремонта