Сегодня, 5 июня, в администрации Великого Новгорода прошёл круглый стол, посвящённый установке пешеходных перильных ограждений на дорогах областного центра.
Напомним, в последние дни новгородцы много и часто критиковали появление ограждений на улицах областного центра. Основные претензии сводились к их внешнему виду – примитивно, топорно, не соответствует значению и историческому облику города, который в этом году будет отмечать свой 1161-й день рождения. Припомнили, конечно, и международный форум «Среда для жизни», который принимал Великий Новгород в сентябре 2019-го. Какой, мол, смысл проводить урбанистические хакатоны, чтобы потом ставить в городе «кладбищенские оградки»?
Кроме того, горожане указывали, что ограждения на деле мешают обзору: при определённой дорожной ситуации и ракурсе автомобилисты не всегда могут заметить пешеходов. Тем, кто сидит на внедорожниках, попроще, а тем, кто катается на седанах, снизу видно не всё и не всех.
В ответ на критику в мэрии предложили провести круглый стол, чтобы обсудить проблемные вопросы. Правда, на некоторые ответов всё-таки не нашлось. Но обо всём по порядку.
Главное – безопасность
В начале встречи мэр Сергей Бусурин сообщил, что работа по установке ограждений идёт в правовом поле, и её главная цель – обеспечение безопасности и для пешеходов, и для автомобилистов.
По статистике, которую привел начальник городского отдела ГИБДД Василий Кашников, в этом году в Великом Новгороде произошло 49 наездов автомобилистов на пешеходов – 38% от всех ДТП в областном центре. Из 49 в семи случаях виновниками происшествия были пешеходы, которые перебегали проезжую часть рядом с пешеходными переходами. Пострадали восемь человек.
– Если бы в местах этих ДТП стояли ограждения, мы бы таких происшествий не регистрировали, – заявил Кашников.
Валерий Симонов, представитель компании-подрядчика «Пик-Барьер» (Нижний Новгород), которая и занимается установкой ограждений, сообщил, что их заглубляют на 90 см в землю, и если автомобиль занесет в сторону тротуара, то ограда его обязательно удержит, спася жизнь тем, кто находится по другую сторону барьера, и тем, кто в авто. Впрочем Симонов сделал оговорку: это возможно, если водитель двигается с разрешенной скоростью, а если превысил, то забор вряд ли выдержит удар.
Альтернатива есть
Общественники заявили, что и не спорят с тем, что безопасность превыше всего, но уродующие городской облик ограждения – не единственный способ повысить её уровень. Цивилизованный мир не стоит на месте, научился повышать безопасность на дорогах не в ущерб городской среде, и родине российской государственности не хорошо от него отставать.
Среди альтернативных способов снижения аварийности: увеличение числа пешеходных переходов, чтобы люди не перебегали дорогу в неположенных местах, улучшение освещения, подъем уровня пешеходных переходов, снижение скорости движения... Кроме того, к обеспечению безопасности на конкретной городской улице следует подходить индивидуально, учитывая особенности движения, застройки, транспортных и пешеходных потоков.
Сергей Бусурин в ответ на это заметил, что дополнительно на 37 пешеходных переходах в городе освещение улучшили. То есть Великий Новгород из всей палитры альтернативных способов повышения дорожной безопасности использует далеко не все? И идёт по более простому, а значит, удобному «забористому» пути, результатом которого станет установка 7,6 км ограждений в городе.
Между тем на решение одной и той же проблемы можно смотреть по-разному. И такая возможность участникам круглого стола представилась. Сергей Бусурин начал встречу с того, что связал произошедшее ночью 5 июня ДТП на Большой Московской, где машина выехала на тротуар, с отсутствием ограждений, а Георгий Филиппов, архитектор, участник общественного движения «Новый город», сказал, что вовремя ремонта на том участке срезали «лежачих полицейских», потому и произошла авария.
ГОСТ ГОСТу рознь
Ещё одним камнем преткновения стали юридические закавыки. Оказалось, что общественники и чиновники по-разному читают одни и те же документы.
Игорь Попов, начальник отдела по организации дорожного движения, транспорту и связи администрации Великого Новгорода, заявил, что при установке ограждений городские власти руководствовались ГОСТ-52766, в котором есть на ссылка на ГОСТ-52289, который регламентирует установку дорожных ограждений, в том числе перильных пешеходных ограждений, которые и устанавливают на городских улицах.
Как сказал Попов, ограждения ставят в местах концентрации ДТП и на регулируемых пешеходных переходах у школ – в каждую сторону на протяжении 50 метров.
Однако, очевидно, что чиновники используют в работе версию ГОСТ-52280 2004 года, а активисты – версию ГОСТ-52289 2019 года, которая фактически позволяет вообще не устанавливать заборы. Обновлённый ГОСТ предписывает устанавливать перильные пешеходные ограждения в случае, если ширина газона достигает один метр и менее. Общественники прошлись с рулеткой по местам адресам установки заборов, которые находятся в открытом доступе, и выяснили, что в большинстве случаев газоны там шире одного метра.
Но Игорь Попов настаивает на использовании «своего» ГОСТа и считает его действующим. Глава управления ссылается на распоряжение правительства, выпущенное в ноябре 2017 года и предписывающее использовать ГОСТ-52766, который ссылается на ГОСТ-52289.
Если формально подходить к изучению документа, который размещен в интернете, то действительно, в ГОСТе-52766 содержится гиперссылка на ГОСТ-52289-2004, а не на ГОСТ-52289-2019, а в ГОСТе 2004 года ничего про критерий ширины газонов не говорится. Однако, его версия 2019 года, введенная в действие 1 апреля 2020 года, была утверждена приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 20 декабря 2019 года.
Кроме того, Попов напоминает, что ограждения устанавливают по трем решениям суда. Они вступили в силу в июле 2014 года, апреле и ноябре 2017-го. До настоящего времени мэрия исполнила их частично, потому что денег на полное исполнение в бюджете не хватает. В части установки ограждений еще не исполнены 26 пунктов этих судебных решений, уточнили в пресс-центре мэрии.
Средства на установку ограждений мэрия смогла найти, став участником федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». По ней областному центру выделили 40 млн рублей на установку 7,6 км ограждений. К их монтажу и приступил «Пик-Барьер».
На сегодняшнем круглом столе Сергея Бусурина наша коллега Диана Васина, главный редактор Новгородского областного телевидения, спросила, можно ли было оспорить старые решения суда, чтобы использовать новый ГОСТ при установке ограждений. Градоначальник ответил отрицательно, заявив, что решения суда – это решения суда, они вступили в силу, и это не изменишь.
Красота – страшная сила
А вот на другой важный вопрос, поступивший от вице-спикера областной думы Алексея Чурсинова, глава города не смог ответить ничего толкового: проводилась ли экспертиза визуального восприятия ограждений с учётом их установки в исторической зоне города, разрабатывали ли проект их установки? Уж слишком бросается в глаза явный диссонанс между грубыми сварными конструкциями на фоне сталинского ампира, да и всей атмосферы исторического центра.
Сергей Бусурин не дал однозначного ответа, неопределённо заметив, что внешний вид ограждений – вопрос спорный. Так вроде бы для этого – в смысле для споров – круглый стол и собирали? Нет?
И. о. вице-мэра, председатель комитета архитектуры и градостроительства Евгений Жилин согласился с тем, что ограждения должны соответствовать историческому облику города и косвенно признал, что пешеходные ограждения смотрятся совсем «не ах», сообщив, что в будущем их можно будет украсить, повесить на них вазоны с цветами, а то и совсем заменить.
Сергей Бусурин тоже ухватился за эту идею, вспомнив, что на ограждениях на перекрестке улицы Большая Московская и Фёдоровского Ручья тоже повесили вазоны с цветами. Правда, мэр не вспомнил, что на этом перекрестке городские власти в свое время установили ограждения вполне в стилистике сохранившейся здесь архитектуры. Почему не удалось поступить так и с другими улицами?
Что в остатке?
До чего же договорились стороны? Да в общем-то ни до чего. По большому счёту. Общественники высказались. Чиновники выслушали. Работы по установке ограждений развиваются по необратимому сценарию. Их обещают завершить на будущей неделе в четверг. И трудно было предполагать иное, учитывая, что речь идет об освоении федеральных средств, от которых по доброй воле не принято отказываться. Да и как? В разгар работ, которые не приостанавливали и в дни, когда дискуссия вокруг заборов шла полным ходом?
Из того, чего всё-таки удалось добиться городским активистам, – членство урбанистов в городской комиссии по безопасности дорожного движения.
Кроме того, было внесено предложение обратиться на федеральный уровень с предложением дать право городам самим выбирать внешний вид, стилистику ограждений – в соответствии с его историческим обликом.
Хотя нет. Пожалуй, это не всё. Урбанистам всё-таки удалось создать вокруг установки ограждений настоящую, живую дискуссию среди горожан и вовлечь в неё чиновников. Чем не хакатон?
Теги: Благоустройство, городская среда, ограждения