Вчера, 22 октября, в посёлке Батецкий прошло первое судебное заседание по признанию геноцидом массового убийства мирных жителей фашистскими оккупантами возле деревни Жестяная Горка.
20 ноября исполняется 75 лет со дня начала «суда народов» над нацистским режимом. Свой Нюрнберг уже был и на Новгородчине — открытый процесс 1947 года над обвинявшимися в злодеяниях немецкими военными чинами. 18 декабря Военным трибуналом Ленинградского военного округа генерал Курт Герцог был признан виновным в организации расправ над мирным населением. Суд установил, что в 1942-1943 годах подручные Герцога убили не менее 2600 мирных жителей. Эти люди приняли смерть у деревни Жестяная Горка, погибнув либо от пуль, либо от травм, несовместимых с жизнью, нанесённых садистами-палачами из «тайлькоманд айнзацкоманды 1ц» полиции безопасности и СД.
Непосредственные исполнители — орудие преступной политики нацизма – так и не предстали перед судом. Их было более 20-ти, почти все — выходцы из Латвии, в основном — этнические латыши, хотя есть среди них и обладатели русских фамилий.
Процесс, который проходит теперь в Батецком присутствии Солецкого районного суда, — это не возмездие. И в то же время — очень важный шаг к справедливости.
На вчерашнем заседании выступил прокурор области Сергей Столяров, обратившийся в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение. Прозвучало также выступление представителя заявителя — начальника гражданского-судебного отдела областной прокуратуры Виталия Новикова.
В чём суть происходящего? Почему в рамках гражданского дела нужно устанавливать факт, имеющий юридическое значение?
Напомним, весной 2019 года в районе Жестяной Горки поисковики экспедиции «Долина» обнаружили более 500 останков жертв карателей из «тайлькоманды». Следственный Комитет России продолжает расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных пунктами «а», «ж» части 2 статьи 105 «Убийство», частью 1 статьи 356 «Применение запрещённых средств и методов ведения войны» и статьей 357 «Геноцид» УК РФ, которые соединены в одно производство. Это огромный массив работы, включающий экспертизы, идентификацию потерпевших, изучение материалов, имеющихся в архивах.
Однако дать юридическую оценку можно уже сейчас. Есть все основания считать трагедию Жестяной Горки актом геноцида. В полном соответствии с имеющимися доказательствами, а также духом и буквой Нюрнбергского трибунала, констатировавшего, что «убийства гражданского населения и жестокое обращение с ним достигли предела при обращении с гражданами Советского Союза и Польши … преступления против гражданского населения являются чудовищными». И что «массовые убийства и зверства … являлись частью плана, заключавшегося в намерении отделаться от всего местного населения путем изгнания и истребления его для того, чтобы колонизировать освободившуюся территорию немцами».
Отсутствие юридической оценки, по мнению прокуратуры, ограничивает права наследников жертв. В частности, права, предусмотренные законом РФ от «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Но есть и общегосударственный, одновременно международный контекст — необходимость защиты интересов Российской Федерации.
– В условиях непрекращающихся попыток искажения исторических фактов в политических целях, в том числе обстоятельств, установленных приговором Нюрнбергского трибунала, — отметил Сергей Столяров.
Да-да, речь о том самом переписывании истории, о попытках переложить даже вину за возникновение Второй мировой войны на СССР. Что при известных нам обстоятельствах — в России не одна такая Жестяная Горка — выглядит не просто кощунственно, а совершенно чудовищно.
Вот почему в маленьком Батецком идёт суд. Беспрецедентный для посёлка, для области, для всей нашей страны. Выступают родственники, потомки жертв. На суде, говоря сухим юридическим языком, они — заинтересованные лица. Это нелегко, это больно. Хотя их самих ещё не было на свете, когда был Нюрнберг.