К 70-летию находки первой берестяной грамоты в Новгороде, которое отмечалось вчера, 26 июля, Институт археологии РАН опубликовал ранее не изданное письмо руководителя Новгородской археологической экспедиции АН СССР и МГУ имени М.В. Ломоносова Артемия Арциховского, адресованное его другу и коллеге Сергею Киселёву.
26 июля 1951 года Нина Акулова нашла первую в России берестяную грамоту в рамках археологической экспедиции под руководством Артемия Арциховского.
Письмо написано в Новгороде 29 июля 1951 года — через три дня после находки первой берестяной грамоты. Арциховский пишет своему другу о жизни Новгородской экспедиции, о работах на Неревском раскопе и в Перыни, о первых трёх берестяных грамотах и других находках, касается вопроса восстановления Новгорода после военного разорения.
«Мои новгородские раскопки 1951 г. несомненно превзойдут своими результатами все раскопки прежних лет, вместе взятые. Первый раскоп в Неревском конце на Холопьей улице, размером 18 на 18 м, битком набит деревянными сооружениями. Это при ожидаемой шести-семиметровой глубине неимоверно удорожает раскопки, но обеспечивает разнообразие находок и четкую стратиграфию, настолько четкую, что и профильная бровка не нужна. Я ее было завел, но сломал, ведь все вещи и сооружения оказываются между теми или иными настилами, вскрытию которых бровка только мешала. Теперь снимаем шестую (считая сверху) мостовую Холопьей улицы, открывается седьмая. Снято шесть строительных ярусов, в каждом из них не только мостовые, но и стоящие вдоль них дома, дворы, заборы и т.д.
Из находок тебе …, вероятно, уже известны берестяные документы. Их пока три, сохранность прекрасная, я их все уже прочёл. По буквам и по содержанию они не моложе, думаю, XIV века. Это: а) перечень феодальных повинностей с длинного ряда сел, «позем» и «дар», около 500 букв, отношения явно более древние, чем в писцовых книгах XV века, б) запись (я думаю) ростовщика, перечень должников, долги в куницах и белках, длина примерно та же, в) частное письмо, сохранились (в обрывке) начала первых трех строк, а продолжения этих строк дошли в кусках букв и тоже могут быть прочтены в будущем...Не подумай, что мы открыли архив: документы лежали в разных углах раскопа. Дальнейшие находки берестяных грамот поэтому вероятны. На Славне их не было: там недостаточно сохранялись органические остатки; на Дворище не было частных жилищ. Надеюсь, что такие находки продолжатся и что для Новгорода береста будет иметь такое же значение, как для эллинистического Египта папирус. Древние новгородцы заговорят с нами сотнями живых человеческих голосов».
Полностью письмо Артемия Арциховского можно прочитать на сайте Института археологии РАН.
Теги: археология, День бересты, берестяная грамота, Артемий Арциховский