В августе в детский оздоровительный лагерь «Волынь» в Новгородском районе приехали дончане — 48 детей в сопровождении взрослых.
— Когда я говорила своим знакомым, что еду в Волынь, они не верили: «Ты шутишь? Что ты там забыла?!». Надо было свыкнуться с мыслью, что у России тоже есть своя Волынь.
Марина Дацюк — учитель из посёлка Владимировка. Это Донбасс, Волновахский район, освобождённая территория. Дети из Донбасса отдыхают в «Волыни» в последнюю, четвёртую смену.
Вожатая восьмого (донецкого) отряда настраивает ребят перед торжественной линейкой: «А пока красиво ждём». Сами ребята на вопрос, как дорога (двое суток всё же), говорят: «Укачало, но красиво».
— Так нечестно! — донецкий правофланговый Валя Ферябов провожает взглядом ребят с гитарой, напевающих «Я ухожу, ухожу красиво».
Оказывается, Валентин и его земляк из села Златоустовка Филипп Проценко — ровно половина группы «Джокеры». Барабан и гитара. Наверняка они ещё сыграются с нашими, новгородскими. Смена только началась, а закончится лишь 18 августа.
Уже после линейки с приветствиями (в том числе от врио министра образования Новгородской области Дмитрия Яковлева), рапортами, поднятием флага, пообщавшись с нашими гостями, я понял, что для этих мальчишек и девчонок мирные поля и города — уже красиво.
Все наши
Приглашение на Донбасс было отправлено по инициативе главы Новгородского муниципального района Олега Шахова.
— Мы подробно информировали о лагере: где находится, какие созданы условия, какие там работают вожатые, — рассказала «НВ» первый заместитель главы районной администрации Ирина Щербань. — Знаем, что здесь душевно. И уверены, что всем понравится.
— Наш педагогический отряд — это люди, с которыми хоть в разведку, — заверила руководитель лагеря Надежда Константинова. — С чистым сердцем. Ждали наших новеньких, переживали, волновались. Донецкие детки нам очень понравились — культурные, доброжелательные, отзывчивые.
— Для нас они такие же наши, как и все остальные дети, — добавила старший воспитатель Рамина Чатраускайте. — Очень быстро нашли с ними общий язык. Понимаем, что мыслями своими они дома. Беспокоятся, звонят родителям — как они там? Стараемся как-то отвлечь от всего того, что происходит сейчас у них на родине.
Заключительная лагерная смена посвящена журналистике. И называется «Телевидение «Волынь». Вот уж не знаю, дойдёт ли до выхода в эфир, но навыки общения и творческий дух профессии организаторы летнего отдыха хотят передать. В каждом из отрядов (всего в лагере 8 отрядов, в которые приняты 200 детей в возрасте от 8 до 17 лет) уже выбрали своих журналистов, которые будут брать интервью. В общем, растёт смена.
Слишком тихо
Если вы просто наберёте в поисковике название «Волноваха», то увидите дома без крыш, с пробоинами в стенах, разбитые машины во дворах… Хотя увидите вы и здания в лесах. И как люди убирают следы разрухи.
Если вы только посмотрите на ребят из восьмого отряда, где многие из Волновахи и района, — дети как дети. Нет подсказки, что были на войне, что все сидели по подвалам.
- Филипп Проценко:
— Прятались с февраля по март. До восьмого числа, когда зашла ДНР, были обстрелы. В дом моего друга прилетел снаряд. Дома, считай, нет. Вся семья жива. Это было чудо. Сейчас тихо. Почти. Потому что ПВО работает по беспилотникам и ракетам.
- Валентин Ферябов:
— 4 марта вернулись домой — мы уезжали на время к родственникам. Мама пошла на работу. Потом брат пошёл к ней. И в этот момент из «Града» накрыло соседский дом, сарай, машину. Было очень страшно.
- Анастасия Лукьянцева:
— Когда мы вышли на улицу, я не узнала свой город. Жил, работал, играли дети. И вот — сгоревшие дома, убитые люди. Люди и потом гибли. Мой одноклассник попал под обстрел, когда шёл за гуманитаркой.
- Яна Хавик:
— К нам приехал мой двоюродный брат из ДНР. Привёз от родни деньги и продукты. Мы были растроганы. За пару дней до моего отъезда в лагерь у нас заработал водопровод.
Чем отличаются жители ДНР от дончан, живших после 2014-го на территории, подконтрольной Украине? Они привычнее к обстрелам.
Ребята из восьмого отряда даже на новгородской земле, понимая, что они тут в безопасности, не могут равнодушно реагировать на пролетающий самолёт. И на тишину. Из-за которой не спится.
- Василий Филюк:
— Это такая фишка была: если стоит жёсткая тишина, то невольно ждёшь, когда начнут стрелять, возможно, и по тебе.
Главное — это мир
У них у всех — ещё украинские паспорта. У них есть вопросы, но нет пока ответа, почему ТАК ВЫШЛО?
Яна: «Я только хочу, чтобы снова был мир, чтобы ни один человек больше не пострадал от обстрелов».
Василий: «Хочется просто жить, учиться. Я для себя решил, что стану следователем».
Кто-то решил, что в любом случае уедет в Россию. Кто-то уточнил: если Украина опять пойдёт на нас. Кто-то ни за что не хочет покидать родину. И даже независимо от того, какой там будет флаг.
— У нас — трудолюбивый народ, болеющий за свою землю, — сказала Марина Дацюк. — Но нам говорили: «Це украинская земля». А где тогда наша? Закрою глаза и вижу, как в 5 утра после комендантского часа оживает наша улица: люди — кто с канистрами, кто с бутылками — тянутся к колодцу или ставочку. У нас в отряде девочка есть — ей каждый день надо выплакаться, пожалеть маму. Дети, они такие ранимые. Им-то за что всё это?
До недавнего времени она получала угрозы. За записи в Tеlegram. Что может попрощаться с карьерой учителя. Что будет иметь дело с СБУ. Они там ещё не отошли от всего этого. Это и невозможно, когда «там всё ещё грохочет».
Но девочки из Волновахи уже рассказывали, как замечательно вчера играли в «Ручеек». А спортивных Валю с Васей — под два метра ребята — собираясь в обратный путь, я увидел на волейбольной площадке.
Хочется пожелать им всем хорошего новгородского августа и друзей, которых хотелось бы когда-нибудь пригласить к себе на Донбасс. А сейчас, когда они вернутся на родину, — увидеть пусть не очень большие, но хорошие перемены на улицах и на лицах. Мира и добра, как бы просто это ни прозвучало. И чтобы всё было красиво.
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин:
— У любого ребёнка должно быть детство: летние приключения, новые друзья, игры, смех, веселье, незабываемые впечатления и яркие эмоции. И задача любого взрослого — делать так, чтобы нашим детям всё это было доступно. Нашим — это значит всем детям независимо от того, где они родились и где живут сейчас. Чужих детей не бывает — это не общие слова. Думаю, их разделяют все родители в любой точке земного шара.
Я очень рад, что мы с вами имеем возможность подарить бесценные моменты детства ребятам с освобождённых территорий ЛНР и ДНР, которые сейчас проводят время в лагере «Волынь». Для этих 48 мальчишек и девчонок, которые, к сожалению, слишком рано повзрослели, несмотря на свой на юный возраст, такой отдых жизненно необходим. Я очень надеюсь, что свежий воздух, забота, которая их окружает, внимание и поддержка сверстников, развлечения и оздоровительная программа вернут на лица этих ребят улыбки, а их глаза, как и глаза обычных детей, вновь будут излучать спокойствие и веру в людей.
Считаю это крайне важным. А значит, мы и дальше будем помогать детям из ЛНР и ДНР. И отдыхать, и поддерживать здоровье, и учиться. Сейчас на повестке дня — подготовка к 1 сентября. Первая партия гуманитарной помощи со школьными принадлежностями уже отправлена в республики.
Теги: Новгородский район, Донбасс, Волынь, лагерь, дети