ОАО «Автобусный парк» участвует в апробации системы контроля транспортной безопасности в рамках исполнения поручения президента РФ от 4 августа 2017 года.
Система представляет собой электронное диагностическое устройство в комплекте из браслета, которое надевает на запястье водитель автобуса, и мониторингового блока с кнопкой, передающего диспетчеру данные о психофизиологическом состоянии водителя. С такой системой нет шанса случиться авариям по причине «водитель уснул за рулём», рассказала Елена Михайлова, начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Автобусный парк».
Система оценивает состояние шофёра последовательно в три шага. Первый шаг – учёт рациональных действий, или стиля вождения: насколько оперативно и системно водитель прибегает к нажатию на тормоз, включению указателей поворотов и открытию дверей.
Второй шаг – анализ степени осознанности переключения внимания по данным так называемого «кожного сопротивления» на запястье водителя.
Третий шаг – контроль «обратной связи» прибора с водителем: в случае ненадлежащих показателей по шагам 1-2, индикатор на мониторинговом блоке привлекает внимание звуковым сигналом и тревожным жёлтым светом – и водитель обязан нажать на предусмотренную на панели блока кнопку. В противном случае система сочтёт состояние водителя небезопасным для нахождения за рулём и включит аварийный сигнал, звуковой сигнал и др. Такие сигналы привлекут внимание тех участников дорожного движения, которые находятся близ транспортного средства при «неблагополучном» самочувствии водителя за рулём.
Система является полностью отечественной разработкой компании АО «Нейроком». Пять комплектов были предоставлены новгородским транспортникам бесплатно. Система апробируется под эгидой «Агентства стратегических инициатив».
По данным разработчика, иностранных аналогов ей нет, в то же время на российских железных дорогах подобные «браслеты» для машинистов поездов задействованы с 1994 года и подтвердили свою эффективность в деле предотвращения аварий на рельсовом транспорте. По статистике ОАО «РЖД», не требующее существенных капитальных вложений внедрение подобных приборов позволило почти в два раза снизить аварийность.
Для автобусов такой статистики ещё не выработано, но актуальность подобной системы контроля транспортной безопасности несомненна для перевозок детей школьными автобусами и в целом для российских пассажирских перевозок, где в силу масштабов страны перегоны бывают длительными.
Новгородский регион стал пилотным для апробации системы контроля транспортной безопасности. Проект находится на особом контроле губернатора Андрея Никитина. Первой браслет опробует водитель ОАО «Автобусный парк» Ольга Касьянова на ЛИАЗе, где сейчас производится монтаж необходимого оборудования системы.
Иллюстрация ОАО «Автобусный парк»