Сегодня, 1 августа, в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге откроется выставка одной картины из собрания Новгородского музея-заповедника «П.В. Басин. Вознесение Богоматери».
Эскиз «Вознесение Богоматери» был выполнен в рамках официального заказа Петром Васильевичем Басиным в 1843 году для плафона малого купола в приделе святой Екатерины Исаакиевского собора. Росписям собора придавалось огромное значение – в частности, были утверждены особые «Условия на производство живописи в Исаакиевском соборе».
Согласно этому документу художники, избранные для выполнения столь ответственной работы, обязаны были в течение четырех месяцев представить эскизы сюжета, который им был обозначен. Эскизы утверждал сам государь. Художник имел право на вознаграждение за проделанную работу только в случае избрания эскиза государем, а все детали композиции, величину фигур и размер эскиза в целом необходимо было согласовать с главным архитектором.
17 ноября 1843 года Басин вместе с девятью живописцами, среди которых были К.П. Брюллов и Ф.А. Бруни, представил первоначальные эскизы росписей на рассмотрение Николаю I. Император одобрил только двадцать один эскиз из показанных ему семидесяти четырех, причем в числе отклоненных оказались все эскизы Брюллова, а в числе утвержденных – все четырнадцать эскизов Басина. Среди них было и «Вознесение Богоматери», на котором стояли утверждающая резолюция и подпись министра двора князя Волконского.
К несомненным достоинствам эскиза относятся уверенность и свобода в изображении свето-воздушной среды. По сравнению с ним, в росписях собора значительно увеличился масштаб не только центральных, но и второстепенных фигур, которые стали плотнее, тяжеловеснее и заполнили большую часть плафона, почти полностью поглотив изображение неба. Ощущение полета, присущее эскизу, в росписях утрачивается. Росписи Исаакиевского собора стали последней значительной работой в творчестве П.В. Басина.
Фото: Новгородский музей-заповедник.