К концу этого года в палате должна быть открыта экспозиция «Ювелирное искусство V-XVII вв», которая на время реставрации памятника располагается в выставочных залах здания бывших Присутственных мест в кремле.
Экспозиция будет располагаться в одностолпном зале с готическими сводами и в Крестовой палате на втором этаже Грановитой палаты. Большую часть экспонатов составят предметы драгоценной богослужебной утвари из ризниц новгородских храмов и монастырей.
Среди ранних памятников будут представлены, как монументальные предметы богослужебной утвари из Софийского собора - иерусалим (большой сион), два кратира, икона «Богоматерь Корсунская», - так и миниатюрные произведения – ювелирные украшения из археологических раскопок, а также произведения, выполненные в сложнейшей технике перегородчатой эмали.
Искусство Новгорода XIV–XV вв представят произведения мелкой пластики (наперсные иконки и кресты, панагии), воздвизальные кресты и софийский панагиар 1435 г., созданный, как и Владычная палата, по заказу архиепископа Евфимия II и отразивший в своем облике влияние готического искусства.
Сейчас в Грановитой палате идёт монтаж выставочного оборудования.
- Если раньше витрины в готическом зале располагались вдоль стен, - говорит главный хранитель Новгородского музея-заповедника Наталья Гормина. - То сейчас в виду открытия древних форм палат, выставочное оборудование будет сцентровано - разместится вокруг столба. У посетителей будет возможность видеть древнюю кладку.
Напомним, реставрация Грановитой палаты - уникального памятника XV в. - проводилась с 2006 по 2012 гг. В ходе натурных исследований были сделаны интересные открытия. Так, выяснилось, что комплекс готических построек XV в. продолжался дальше к югу, но они были разобраны в XIX в. Впрочем небольшие фрагменты их уцелели.
По летописи известно, что на «полате» в 1436 г. были установлены «часы звонящие», куранты - большая редкость для того времени. Реставраторам удалось найти место, где они находились: в специальном выступе на юго-восточном углу здания, к которому ведет внутристенный проход для обслуживания механизма.
Фото Владимира Богданова