Выставка петербургского художника Михаила Шапиро называется «Так было» и размещается на пространствах Центра современного искусства. В её составе можно выделить несколько независимых блоков. «Хрестоматийные» легенды и мифы древней Греции, выполненные отнюдь не в классической манере, быт ленинградских коммуналок, в которых повседневная ленинградская жизнь продемонстрирована изнутри - с юмором и без прикрас. И цикл, посвящённый Александру Пушкину.
Последний, к слову, привлёк особое внимание гостей выставки в Великом Новгороде. «Наше всё» здесь представлено действительно с совершенно неожиданной стороны. Например, художник даёт возможность поэту запросто пройтись по улице своего имени и возложить цветы к собственному памятнику, а из окна за этим удивлённо наблюдает Михаил Шапиро и запечатлевает на холст увиденные им чудеса.
Среди сюжетов Шапиро Пушкин, в ночи рассказывающий сказки трём девицам, в то время как под окном их подслушивает царь. Или сцена, в которой Герман застаёт графиню, играющую с классиком в карты. Причём гений, явно, мухлюет - пиковая дама у него за обшлагом рукава. На ещё одной картине Александр Сергеевич и вовсе насмотрелся Шагала и летает над Пушкинской улицей.
- С детства я знал, что это Пушкин, который работает Пушкиным - то есть пишет стихи. Когда люди читают Пушкина, то он у них постепенно бронзовеет, а у меня - наоборот, чем дальше, тем больше очеловечивается, - рассказал художник.
- Ну а мне импонирует подход к ленинградской истории, предложенный Михаилом. Нам в Центре очень нравится, когда такие пафосные фигуры, как Пушкин, снисходят до нас, грешных, - поделился мнением Сергей Пухачёв, директор Центра современного искусства. - Тот художественный мир, который создал Шапиро, мало, на что похож. Он странный, непривычный, диковатый.
Добавим, Михаил Шапиро прожил почти всю свою жизнь в Питере. Долгое время работал промышленным дизайнером. Перелом в его жизни и творчестве произошёл в 1991 году, после поездки в Израиль. Здесь Михаил, неожиданно для себя, на одном дыхании, создал целый цикл живописных работ, которые при последующем рассмотрении оказались одним произведением, разбитым на множество фрагментов. «Словно кто-то (или Кто-то) водил моей рукой», - так объясняет это сам художник.
Фото автора