И природа тоже не стоит на месте
В мире животных постоянно происходят какие-то изменения. Одни виды исчезают безвозвратно, другие — заселяют пустующие ниши. Значительная часть таких изменений происходит по воле человека.
Уже давно неудивительно присутствие в наших лесах енотовидной собаки, завезённой когда-то с Дальнего Востока. Европейскую норку почти вытеснила американская. Речной бобр, который некогда населял реки, озёра и старицы от лесотундр на севере до полупустынь на юге, к началу XX века был практически истреблён. И только масштабные усилия по его восстановлению привели к тому, что он наконец выкарабкался из списка исчезающих видов. Однако сейчас над ним нависла новая угроза: с запада европейского речного бобра уже активно теснит бобр канадский.
Численность таких видов, как серая куропатка, перепел, полевой лунь, напрямую зависит от состояния сельского хозяйства, возделываемых культур, сроков сенокошения и так далее. И в связи с зарастанием полей, лугов, пастбищ эти виды исчезают из наших мест.
Есть и другие виды — те, которые увеличивают свою численность, расширяют ареал. Например, седой дятел, бывший обычным видом в Холмском уезде в конце XIX века, совсем не отмечался здесь исследователями конца века XX. Но начиная с 2008 года седой дятел снова начал заселять привычные места, в первую очередь — южные и восточные районы Новгородской области. Уже несколько лет апрельским утром, в знойный полдень или на вечерней заре здесь постоянно слышны его звонкие неумолкающие крики.
Большой баклан раньше в списке птиц Новгородской области считался малочисленным пролётным видом. Но со временем стал эпизодически гнездиться — в Валдайском районе его стаи составляют 30–40 особей.
И, наконец, большая белая цапля. У этого вида очень сложная судьба. К началу 20 века он был практически истреблён. Изящных белоснежных птиц миллионами убивали в угоду моде — ради перьев так называемых «эгреток». Эти перья присутствуют в брачном наряде птицы, а светские дамы очень любили украшать ими свои шляпки. Чем меньше становилось птиц, тем дороже ценился «товар». Если почитать статистику продаж того времени, волосы дыбом встают от осознания размеров заготовок.
К тому времени, как мода на «эгретки» прошла, единичные колонии больших белых цапель сохранились только в самых укромных, труднодоступных местах. Со временем их численность начала восстанавливаться. Но в списке птиц Новгородской области этот вид не числился до 2008 года — именно тогда первых птиц заметили в Холмском районе.
С тех пор встречи с белыми цаплями становятся всё чаще и чаще. В Новгородском районе вот уже несколько лет наблюдают большие скопления этих невероятно красивых птиц, насчитывающие несколько сотен особей. Однако гнёзд пока так и не найдено. Сейчас большой белой цапле ничто не угрожает, а население относится к птицам очень дружелюбно. Отдыхая на пляже, куда прилетает кормиться цапля, люди любуются не-обычной птицей и ласково называют её «наша цапля».
Наталия ЗУЕВА,
орнитолог Рдейского заповедника