Осень — время неожиданных встреч
Идя по берегу болотного озера, я пытаюсь фотографировать крапивников, которые возникают то здесь, то там, потрескивают, бегают по веткам и перепархивают с места на место. Где-то каркает неугомонная серая ворона. Попискивают пухляки и мелодичными трелями переговариваются хохлатые синички-гренадёрки. Пеночка-теньковка прячется за ольховым листочком. Большие пёстрые дятлы кормятся сосновыми шишками, стуча и время от времени покрикивая. Цокает рыжегрудая зарянка.
Вдруг слышу какое-то интересное «цит, цит, цит», чем-то похожее на зарянку. Но это точно не зарянка! Вглядываюсь в листву, нахожу там движущиеся пятнышки и пытаюсь их сфотографировать. Да это же овсянка-ремез! Две или три птички перелетают с ветки на ветку… Да ещё и временами тихонько поют!
Овсянка-ремез относится к тем видам, динамика количества которых вызывает большие опасения. За последние 30 лет её численность по всему ареалу сократилась на 75–87%, и в настоящее время она является кандидатом на включение в Красную книгу России.
Похожая ситуация чуть раньше произошла с другой овсянкой — дубровником. Он был вполне обычным видом и вдруг стал резко сокращаться в числе. Орнитологи, не видя никаких угрожающих факторов на местах гнездования, долго ломали голову, что же происходит. Наконец выяснилось, что на местах зимовок — в Китае и Юго-Восточной Азии, где его традиционно употребляли в пищу, — этих птиц начали отлавливать в огромных количествах, приписывая целебные свойства и называя «летающим женьшенем». И хотя в 1997 году отлов вида был запрещён, но миллионы дубровников по-прежнему добывались и продавались на чёрном рынке. Кроме того, сложилась традиция ставить чучело дубровника в доме — по поверьям, оно приносит счастье. В 2017 году овсянка-дубровник официально признана видом, находящимся на грани исчезновения.
Овсянку-ремеза пока ещё можно встретить на местах гнездования — в Карелии или Финляндии, хотя она и стала там очень редкой. На зимовку она тоже улетает в Восточную Азию (Китай, Япония), но интересно, что отдельные единичные птицы начали менять места зимовок. Так, в 2018 году две птицы были впервые зарегистрированы зимующими на Северном Кавказе.
И кто бы мог подумать, я впервые в жизни услышала, как поют-журчат овсянки-ремезы у нас, в Рдейском заповеднике.
Наталия ЗУЕВА,
орнитолог Рдейского заповедника
Теги: Овсянка-ремез в настоящее время является кандидатом на включение в Красную книгу России