Понедельник, 04 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Овсянка, сэр!

Осень — время неожиданных встреч

Идя по берегу болотного озера, я пытаюсь фотографировать крапивников, которые возникают то здесь, то там, потрескивают, бегают по веткам и перепархивают с места на место. Где-то каркает неугомонная серая ворона. Попискивают пухляки и мелодичными трелями переговариваются хохлатые синички-гренадёрки. Пеночка-теньковка прячется за ольховым листочком. Большие пёстрые дятлы кормятся сосновыми шишками, стуча и время от времени покрикивая. Цокает рыжегрудая зарянка.

Овсянка-ремез в настоящее время является кандидатом на включение в Красную книгу России

Вдруг слышу какое-то интересное «цит, цит, цит», чем-то похожее на зарянку. Но это точно не зарянка! Вглядываюсь в листву, нахожу там движущиеся пятнышки и пытаюсь их сфотографировать. Да это же овсянка-ремез! Две или три птички перелетают с ветки на ветку… Да ещё и временами тихонько поют!

Овсянка-ремез относится к тем видам, динамика количества которых вызывает большие опасения. За последние 30 лет её численность по всему ареалу сократилась на 75–87%, и в настоящее время она является кандидатом на включение в Красную книгу России.

Похожая ситуация чуть раньше произошла с другой овсянкой — дубровником. Он был вполне обычным видом и вдруг стал резко сокращаться в числе. Орнитологи, не видя никаких угрожающих факторов на местах гнездования, долго ломали голову, что же происходит. Наконец выяснилось, что на местах зимовок — в Китае и Юго-Восточной Азии, где его традиционно употребляли в пищу, — этих птиц начали отлавливать в огромных количествах, приписывая целебные свойства и называя «летающим женьшенем». И хотя в 1997 году отлов вида был запрещён, но миллионы дубровников по-прежнему добывались и продавались на чёрном рынке. Кроме того, сложилась традиция ставить чучело дубровника в доме — по поверьям, оно приносит счастье. В 2017 году овсянка-дубровник официально признана видом, находящимся на грани исчезновения.

Овсянку-ремеза пока ещё можно встретить на местах гнездования — в Карелии или Финляндии, хотя она и стала там очень редкой. На зимовку она тоже улетает в Восточную Азию (Китай, Япония), но интересно, что отдельные единичные птицы начали менять места зимовок. Так, в 2018 году две птицы были впервые зарегистрированы зимующими на Северном Кавказе.

И кто бы мог подумать, я впервые в жизни услышала, как поют-журчат овсянки-ремезы у нас, в Рдейском заповеднике.

Наталия ЗУЕВА,
орнитолог Рдейского заповедника

Теги: Овсянка-ремез в настоящее время является кандидатом на включение в Красную книгу России

РЕКЛАМА

Еще статьи

Начальник научного отдела, взобравшись на бобровую хатку, делает записи в полевом дневнике.

От хатки к хатке

Зима — самое время проникнуть внутрь бобровых поселений

Этот воробьиный сычик, который без труда смотрит назад, не поворачиваясь телом, был сфотографирован 10 февраля нынешнего года в Пестовском районе.

Оглянись, незнакомый сычик

Как совам удаётся совершать такие выдающиеся повороты головы?

Потревоженный соловей выбрался из зарослей на открытое место.

«На заре ты её не тревожь…»

Чтобы не нарушить информационное поле, записи голосов птиц лучше слушать дома

Серую неясыть, устроившуюся на днёвку, не так просто разглядеть: цвет её оперения сливается с серой паутиной ветвей. Если вы всё же нашли её, не стоит подходить близко. Лучше поскорее уйти, чтобы не привлекать к сове внимание серых ворон и сорок.

В погоне за эффектным снимком

Прикормка сов — обратная сторона медали

Зимнее болото в Рдейском заповеднике.

Зимний маршрутный учёт

Началось ежегодное мероприятие по подсчёту следов

Ястребиная сова практически не боится людей, что позволяет сделать удивительные снимки.

И снова о ястребиных совах

Нынешняя зима богата на встречи с ними

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 30.10.2024 года

РЕКЛАМА