В один из декабрьских дней мы отправились на маршрут
У моста через реку были как раз во время восхода солнца.
Пока ещё зябко. В кустах на обочине перекликается смешанная синичья стая. Там слышно большую синицу, черноголовую гаичку и пухляка. Пухляк издаёт своё тягучее «вяяя, вяяя», а черноголовая гаичка делает так: «пиу…» и потом быстро — «вя-вя-вя».
Лужи на дороге заморозило, и они стали гладкими, как зеркало.
Для того, чтобы выйти на болото, нужно перейти через реку. Ледок на ней совсем тоненький, а кое-где видны открытые промоины. Через русло перекинуто несколько толстых стволов, и мы очень медленно, удерживая равновесие, переходим на другую сторону.
А на болоте такое невероятное солнце, что просто дух захватывает! Белый искрящийся ковёр из осоки и пушицы тянется к горизонту. На нём особенно ярко выделяются сочные зелёные сосенки. Мимо пролетела тетёрка. Потом ещё два косача.
— Слышишь? Тетерева булькают… — замечает мой попутчик.
— В такую погоду — грех не булькать, — киваю я.
Тропа промёрзла хорошо, а вот на кочках ноги ещё иногда проваливаются. Мы пересекаем топь, и я всё время останавливаюсь, чтобы сфотографировать этот невероятный пейзаж.
На затопленных участках лёд настолько прозрачный, что когда идёшь по нему, кажется, что летишь над землёй: на дне до мельчайших деталей видны листочки и веточки, а ты их даже не касаешься ногами.
Перед нами поднимаются в воздух два глухаря. Их большие тёмные силуэты с круглыми хвостами проплывают на фоне неба и уносятся прочь. На заиндевевших веточках кувыркается снегирь.
Проходим ещё совсем немного, и вот — прр-хх! — перед нами взлетает белая куропатка, а чуть дальше впереди — ещё три.
Конечно же, я не успеваю их сфотографировать, но я всё равно им ужасно рада. Рада, что несмотря на все эти погодные катаклизмы они живы.
На обратном пути почти у дороги вспугиваем рябчика. Четвёртый вид курообразных за день почти закрыл мой список ожиданий. Вот бы ещё беркута… Но беркут в этот раз не соизволил показаться на глаза.
Наталия ЗУЕВА,
орнитолог Рдейского заповедника