Четверг, 02 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

А вас, Штиглиц...

{thumbimage 150px 1}Музей-заповедник попросили вернуть мраморного барона в Петербург
Пока статуя, которой скульптор Марк Антокольский увековечил образ основателя Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии барона Александра Штиглица, находится на привычном месте в Музее изобразительных искусств. Однако решение о его «отъезде» из Великого Новгорода на историческую родину уже принято.

Скульптура попала в фонды Новгородского музея-заповедника в общем-то случайно. После Великой Отечественной войны экспозицию музея собирали заново. В те годы коллекция и пополнилась многими произведениями из музеев Ленинграда.
История со Штиглицем хоть и из этого ряда, но несколько особая. В советское время выдающегося финансиста, благотворителя и мецената второй половины ХIХ века постарались забыть. Академия стала «Мухинским» училищем - в честь скульптора Веры Мухиной. Памятник Штиглицу убрали с глаз долой.
В 1958 году новгородские музейщики извлекли опального барона из подвала училища, отреставрировали, причем первым делом пришлось снять слой масляной краски, которой почему-то была покрыта статуя, и памятник стал украшением художественного отдела, а впоследствии - Музея изобразительных искусств. Антокольский же!
Спустя без малого полвека, Центр национальной славы выступил с благотворительной программой памяти российского государственного деятеля Александра Штиглица. Академии вернули его имя. И неизбежно возник вопрос о возвращении памятника. В начале нынешнего года ЦНС ходатайствовал об этом перед губернатором Сергеем Митиным.
- Окончательно вопрос решился в Министерстве культуры, - рассказывает директор НГОМЗ Наталья ГРИГОРЬЕВА. - При этом скульптура останется нашей, поскольку мы передадим ее академии на временное хранение.
Кроме того, северная столица не останется в долгу. Например, уже есть договоренность, что в следующем году Музей изобразительных искусств получит копию скульптуры Александра II работы Александра Опекушина. И это будет вполне по-новгородски. Ведь именно Александр II является инициатором открытия музея в Новгороде.
И все же расставаться с бароном музейщикам жаль. «Конечно, в отличие от Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии для нас памятник ценен прежде всего тем, что его автор - большой художник, - говорит искусствовед Ирина ВАСИЛЬЕВА. - Это одно из центральных произведений экспозиции, всегда привлекающее внимание. Поколение за поколением юные новгородцы именно у этой скульптуры постигали, какое высочайшее искусство - ни разу, ни единым движением не ошибившись, высечь из глыбы камня задуманный художником образ».

Василий ДУБОВСКИЙ
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года