Понедельник, 29 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Развесистая клюква в вишнёвом саду

{thumbimage 150px 1}Многочисленные романы с женщинами, блестящий литературный успех, рано оборвавшаяся жизнь - это и многое другое связывают с именем великого русского писателя Антона Чехова. Его герои живут самостоятельной жизнью, а о личности самого классика сложилось немало мифов.
О своём исследовании творчества и биографии Чехова корреспонденту «НВ» рассказала кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы НовГУ Наталья ИВАНОВА, которая представляла вуз на Международной научной конференции «Чеховские чтения в Ялте».

Во встрече, посвященной 90-летию со дня основания знаменитого Мемориального чеховского музея, приняли участие более полусотни ученых из России, США, Германии, Финляндии, Японии и других стран. В научных докладах рассматривались вопросы, связанные с историей ялтинского музея, новыми историческими и архивными находками, с проблемами поэтики творчества Чехова, вопросами мировоззрения писателя. Большой интерес вызвал доклад Натальи Ивановой «К проблеме образа автора мемуарного текста (по воспоминаниям Михаила Павловича и Сергея Михайловича Чеховых)».
- Наталья Федоровна, расскажите, в чем суть вашего доклада.
- Михаил Павлович, младший брат Чехова, на долгое время узурпировал место главного биографа писателя. Его очерки к шеститомнику чеховских писем и книги «Антон Чехов и его сюжеты», «Вокруг Чехова» в течение многих лет были едва ли не единственным источником сведений о жизни русского классика. Однако авторитетность биографических материалов Михаила Павловича, а затем и его сына Сергея Михайловича базировалась прежде всего на факте родства, и всё написанное ими, близкими писателя, как правило, не подвергалось сомнению.
Как известно, непременным свойством мемуаров является субъективизм, как в отборе фактов, так и в их освещении и оценке. Стоит сказать, что брат великого писателя, окончивший юридический курс Московского университета, не сумел продвинуться по служебной лестнице, мечтал стать известным писателем, но так и не стал им, издавал свой журнал, но прогорел... Фактически только воспоминания о Чехове и принесли ему известность. Но адаптируя отбором фактов, событий, нужными ему акцентами чеховскую биографию и саму личность писателя к своим интересам и интересам семьи, Михаил Павлович порой вольно или невольно фальсифицировал материал, создавал мифы.
Его сын, Сергей Михайлович, после смерти отца продолжил работу над биографией Чехова и чеховской семьи, написал книгу «О Чеховых», разослал по музеям многочисленные письма, в которых дал собственную интерпретацию ряду событий и фактов. Все работы Сергей Михайлович писал с чёткой установкой - увековечить память не Чехова-писателя, а своего отца, что делает честь сыну, но смещает реальные акценты в его текстах.
- То есть мемуары не характеризуют Чехова как писателя и личность?
- К сожалению, автор мемуаров, в данном случае я говорю о Михаиле Павловиче, пытался решить свои психологические проблемы. Так, создавая трогательно-идиллическую, слащавую картину жизни чеховской семьи, он пытался опровергнуть резкие высказывания братьев Александра и Антона об отце, о детстве. Фанатично верующий отец предстает в мемуарах едва ли не атеистом в угоду времени, а чеховская купеческая семья - более просвещённой и  интеллигентной, чем на самом деле. Явно преувеличивал Михаил Павлович и свою роль в судьбе Антона Павловича, сделав себя едва ли не самым близким писателю человеком, хотя хорошо известно, что такими людьми для него были прежде всего старшие братья - Александр и Николай.
Иногда мемуарист приводил факты, принижающие образ писателя. Возможно, они и случались, но ни в коей мере не влияют на восприятие личности Чехова, потому что для нас важно его творчество. К сожалению, мемуарист не раскрыл незаурядную личность Чехова. Эгоистически погружённый в свою жизнь, Михаил Павлович не замечал ни напряжённой работы брата-писателя, сочетавшейся с учёбой на самом трудном медицинском факультете, ни вынужденного многописания, ни постоянной заботы о семье, в которую долгое время входил и взрослый Михаил. Зато мемуарист зачастую с упоением рассказывал о себе, своих интересах и предпочтениях, неизбежно накладывая личную печать на воспоминания о брате.
Следует отметить, что сейчас все эти материалы нуждаются в тщательном комментировании, и при их анализе необходимо помнить, что писал их всё-таки живой человек, со своими вкусами и пристрастиями. Работа в архивах чеховских музеев, выступления с докладами на чеховских конференциях в Великом Новгороде, в Москве, в Ялте, накопление определённого материала позволяют мне по предложению Чеховской комиссии РАН начать работу по подготовке к изданию книги Михаила Павловича Чехова «Вокруг Чехова», чтобы в предисловии и подробных комментариях обозначить её истинное место и пафос.
- С открытием архивов стали появляться новые сведения о жизни и творчестве русского классика, новые книги.
- Очень много говорили о книге английского писателя Доналда Рейфилда «Жизнь Антона Чехова», написанной, как было заявлено автором, на новых собранных в архивах материалах, о которых стыдливо замалчивали в советскую эпоху. В книге действительно есть немало деталей, введённых в биографическое повествование впервые, но есть ошибки и неточности. Так, большое внимание автор уделяет частной жизни писателя, доходя до статистики интимных связей, и приписываемых Чехову, и выуживаемых из писем, и рождённых собственной яркой фантазией. Увы, сейчас, когда всё можно, появляются не только научные книги о Чехове и его творчестве, но и стала цвести развесистая клюква в чеховском вишнёвом саду. Например, появилась книга Михаила Золотоносова «Другой Чехов: по ту сторону принципа женофобии», в которой автор пытается, в частности, показать, как гиперсексуальный с гимназических лет Чехов, несмотря на обилие связей едва ли не со всеми знакомыми женщинами, становится осознанно женофобичным. Поток подобной литературы как-то иссяк в последнее время, остаётся только надеяться, что умный читатель сумеет найти нужную ему информацию о писателе.
Появляется много вариаций на темы чеховских произведений. Широко известна «Чайка» Бориса Акунина, книга Марины Влади «Мой вишнёвый сад», в которой жена Владимира Высоцкого, исполнительница роли Лики Мизиновой в фильме Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа», фантазирует по поводу дальнейшей жизни чеховских героев, переплетая её с семейной сагой своих предков. Но как-то странно читать, что, например, дворянин Гаев в начале ХХ века, лишившись имения, учится вести хозяйство, стряпать, из чугунка есть щи и вылавливать плавающий сверху кусочек сала, а Аня мчится в роскошном автомобиле Лопахина... Придуманной жизнью живут и чеховские персонажи, и реальные современники, например, Лев Толстой. К Чехову и его творчеству этот опус, изобилующий ещё и историческими ошибками и неточностями, отношения точно не имеет.
- Каким предстает Чехов в своих письмах и произведениях?
- На каждом этапе жизни он разный. В начале творческого пути это молодой человек, полный задора, жизненных сил, иронии. Он пишет легкие юмористические рассказы, а сюжеты, по его словам, «прут, как нефть из бакинских недр». Однако в 1889 году, после смерти любимого брата Николая, Чехов становится другим, меняется тональность его творчества. Так, в рассказе «Скучная история» 29-летний Чехов описывает чувства умирающего 60-летнего профессора, проявляя неправдоподобно раннюю зрелость.
На мой взгляд, он был удивительным человеком, скромным, сдержанным. За врачебную и просветительскую работу, строительство школ на собственные деньги писателю пожаловали орден Станислава третьей степени, но об этом Чехов ни в одном из своих писем к родным и друзьям не обмолвился и намеком. Он предъявлял колоссально высокие требования прежде всего к себе, очень много трудился, развивал свой талант, воспитал и сделал себя сам, а это достойный пример и сегодня.
Скромный, не дидактичный Чехов в своих произведениях просто показывал человеку, каков он есть, чтобы он стал лучше.
-  Каково отношение к Чехову, на ваш взгляд, сегодня? Актуально ли его творчество сейчас?
- К сожалению, Чехов, как, впрочем, и вся классика, сейчас выпадает из активного чтения. Спросите сегодня у любого прохожего, что написал Чехов? В лучшем случае назовут «Каштанку» да скучный, непонятный «Вишнёвый сад». Даже студенты-филологи перед знакомством с творчеством писателя на вопрос: «Что вы знаете о Чехове?», отвечают, что он родился в Ялте, был на каторге на Сахалине, и вообще, Чехов - это псевдоним, настоящая фамилия его - Пешков.
К сожалению, русская литература сегодня не входит в перечень обязательных предметов, а ЕГЭ по этой дисциплине выбирают, как правило, три процента выпускников. Литература не читается как обязательный предмет в университете, и у выпускников уже вузов остается среднее или плохое школьное знание предмета. К сожалению, в нашей стране, создавшей великую литературу, не нужен сегодня читающий, мыслящий, тонко чувствующий, милосердный человек. А это обернётся нравственной и интеллектуальной катастрофой, которую мы пока ещё не можем оценить.

Светлана ГОРИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года