Понедельник, 29 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Загадка русского средневековья

{thumbimage 150px 1}В своей новой книге писатель Виктор СМИРНОВ разбирается в малоизвестных вопросах новгородской истории.

Ересь жидовствующих и по сей день считается одним из самых загадочных явлений русского средневековья. Многие историки задавались вопросом: как в такой сугубо православной стране - России XV века - могло возникнуть еретическое движение, не только посеявшее сумятицу в душах простых людей, но и захватившее высшие круги власти и завершившееся показательными казнями? Эти вопросы не оставили равнодушным и новгородского писателя-историка Виктора Смирнова.

На работу по сбору материала ушло три года, а с ее результатами читатели могут познакомиться в книге «Государевы вольнодумцы», вышедшей в московском издательстве «Вече» в середине апреля. Корреспонденту «НВ» писатель рассказал, чем его так заинтересовала тема и насколько она актуальна:

- Возникновение ереси в Новгородской республике во второй половине XV века обычно связывают с неким проповедником по имени Схария, который инкогнито прибыл в Новгород из Киева в свите литовского князя Михаила Олельковича в 1470 году и начал совращать в иудаизм новгородское духовенство. Вскоре возник тайный кружок еретиков, усомнившихся в главных христианских догматах.

Проповедь Схарии имела успех еще и потому, что Новгород переживал смутное время в канун присоединения к Москве. Любопытно, что, покорив Новгород, Иван III забрал первых прозелитов ереси священников Алексея и Дениса в Москву, назначив их настоятелями двух самых главных московских соборов - Архангельского и Успенского. Перекинувшись на Москву, ересь приобрела здесь новых сторонников и могущественных покровителей, среди которых были невестка великого князя Елена Волошанка, посольские дьяки братья Курицыны и даже сам митрополит Московский Зосима. Но главным, хотя и тайным, покровителем еретиков был сам великий князь
Иван III. Будучи прагматиком до мозга костей, он стремился использовать еретиков в своих целях. Этими целями были полное подчинение церкви светской власти и овладение ее земельными богатствами.

В конечном счете верх одержала Русская православная церковь, однако эта победа обошлась дорогой ценой. Церковь попала в еще большую зависимость от светской власти и омрачила свою репутацию инквизиционными расправами. В Москве и Новгороде были сожжены несколько десятков еретиков. Было и еще одно негативное последствие тех событий. Именно с этого времени в России возник официальный антисемитизм, которого раньше наша страна не знала.

- Многие историки отмечают, что на сегодняшний день сохранилось очень мало источников по этой теме?

- Да, это правда. Кстати, начал я книгу как роман, потом пришлось бросить эту идею, потому что материал требовал другого жанра, в итоге получилось некое историческое исследование. И хотя источников мало, но они есть. Поэтому я и составил приложение к книге, включив в него наиболее интересные материалы. Кстати, недостаток материалов использовался советской историографией, чтобы закрыть эту тему для исследователей. Официальная позиция состояла в том, что это было столкновение воинствующих церковных мракобесов и просвещенных сторонников прогресса. На самом деле все было не так. У нас в Новгороде вокруг архиепископа Геннадия в это время сложилась мощная команда, ничем не уступающая по своему интеллектуальному уровню еретикам и их покровителям. Вообще, мне кажется, что делать первые выводы после многолетнего замалчивания уже можно.

- И каковы же, на ваш взгляд, эти выводы?

- Во-первых, в наше время, когда даже в таком небольшом городе, как наш, соседствуют сразу несколько конфессий, надо быть крайне осторожным в их взаимоотношениях и никаким образом не навязывать свою веру другим. Второй вывод заключается в том, что даже ставя перед собой единые цели, государство и церковь не должны смыкаться в нечто единое. Удел религии - не политика, а душа человека.

Как я уже говорил, тема ереси жидовствующих долгое время являлась закрытой, она даже была застенчиво переименована в «новгородско-московскую» ересь. Хотя это историческое название и нет в нём ничего оскорбительного, тем более что ортодоксальный иудаизм никакого отношения к этой ереси не имел. Схария и его единомышленники принадлежали к секте караимов, которая считалась еретическим отклонением от ортодоксального иудаизма.

- Сейчас возможно увлечение каким-то духовным течением?

- Это сложный вопрос, требующий отдельного разговора. Но совершенно очевидно, что мы переживаем время религиозного возрождения. Не будет преувеличением назвать это чудом. Ведь за долгие годы официального атеизма, несмотря на все преследования, народ наш сумел сохранить религиозные традиции. И теперь люди не просто вместе молятся в храме, их объединяет нечто большее, возрождается приходская жизнь, и, главное, в души все большего числа людей возвращается вера.

Мария КЛАПАТНЮК

Фото из архива «НВ»

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура