Понедельник, 29 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Три музы Ларисы Мороховой

{thumbimage 150px 1}Выпускница консерватории, телережиссёр и журналист недавно открыла новгородцам ещё одну грань своего таланта - художницы

Первая выставка картин этой удивительной женщины открылась в Новгородском ГДК в марте, а на днях экспозиция переедет в Центральную городскую библиотеку имени Дмитрия Балашова. Несколько десятков акварелей, картин, написанных маслом, и лаковых миниатюр объединены общим названием - «Музыка цветов». Первый живописный опыт пришелся по вкусу посетителям выставки, которые отметили талант и свое особое видение окружающего мира у начинающей художницы.

У бабушкиного рояля

В уютном деревянном доме Ларисы МОРОХОВОЙ каждый предмет говорит о характере хозяйки. Во всех комнатах царит атмосфера, исключительно присущая творческим личностям: висящие на стенах и прислоненные к перилам лестницы картины, глиняные игрушки, сувениры, привезенные из путешествий, букеты цветов, старинные фотографии, стопки книг и уютные кресла, располагающие к беседе. На почетном месте старый бабушкин рояль, с которым у Ларисы Федоровны связаны первые воспоминания детства:

- Я родилась в Ярославле, в доме бабушки. Помню огромный стол. На него по праздникам ставили большое блюдо кузнецовского фарфора с пирогами, и помню этот рояль, вокруг которого мы часто собирались. Мама была юристом и одновременно пианисткой, отец, доктор медицинских наук, обожал литературу. Бабушка, так же, как и другие мои предки, тоже была очень интересным человеком. Семейное предание гласит, что кузнецовский сервиз на 48 персон, украшенный виноградной лозой, ей подарил на свадьбу один из тех самых Кузнецовых, влюбленный в нее и отвергнутый. О семейной истории можно написать отдельный роман - она насколько интересна, настолько и трагична. Вот посмотрите фотографию - на ней «три отца города» рядом с Николаем II, приехавшим в Ярославль с инспекцией в 1913 году. И среди них мой прадед. Вот так я и росла, в научной и одновременно творческой атмосфере. Сколько себя помню, у нас всегда собирались и ученые, и писатели, и художники. Все это, конечно же, определило и мою жизнь.

Закончив школу, Лариса Морохова поступила в Ленинградскую консерваторию, которую закончила по специальности музыковедение. По ее словам, учиться было легко и интересно. С таким же увлечением писалась и диссертация по истории церковной музыки. Затем - интереснейшая, хотя и не слишком хорошо оплачиваемая работа в Институте русской литературы рядом с академиком Дмитрием Лихачевым, курсы искусствоведов при Эрмитаже и увлечение русским фольклором. Лариса призналась, что именно в те годы она заочно и безоговорочно полюбила Новгород:

- Помню, как мы - группа таких же специалистов, как и я - собирали свои рюкзачки и отправлялись в экспедиции на Белое море собирать и записывать былины. Именно там и сохранился в своем первозданном виде новгородский эпос и фольклор. А обо всех этих экспедициях я рассказывала в телевизионных передачах ленинградского телевидения. Я так напиталась новгородской мелодикой, что уже тогда поняла, что надо непременно приехать в древний, полный истории и традиций город, да и вообще что-то поменять в своей жизни, перевернуть очередную страницу. Все это привело к тому, что я забросила свою диссертацию и приняла предложение перейти работать на «Лентелефильм».

Культурный слой

{thumbimage 150px 1}Десять лет работы над созданием документальных и художественных фильмов, неразрывно связанных с культурой, Лариса Федоровна называет прекрасной школой:

- После научной, академической работы это было что-то совершенно новое и интересное. Вместе с прекрасными режиссерами мы создавали «нетленку» - фильмы о лучших композиторах, художниках и актерах страны. А чего стоит цикл телефильмов, завоевавший множество всевозможных призов, «Сады и парки», в котором ведущим был сам Дмитрий Лихачев! Это была такая школа для меня! На смену размеренной жизни пришла совсем другая, насыщенная и динамичная - телевизионная. Участники программ могли звонить мне среди ночи и советоваться, решать какие-то вопросы. Как это было, к примеру, с композитором Олегом Каравайчуком, чья музыка звучит в известном фильме «Переступить черту». Поэтому, когда я получила приглашение работать на новгородском телевидении, я была вполне состоявшимся тележурналистом и режиссером в одном лице и знала, что именно буду делать.

Многие из нас помнят такие передачи ГТРК «Славия», как «Дворянские усадьбы», «Культурный слой», «Русский альбом». Героями авторских программ Ларисы Федоровны были самые известные новгородские творческие личности: художники, писатели и музыканты, многие из которых попадали позднее на Санкт-Петербургское и Центральное телевидение. Но мало кто знает о том, что из многих своих путешествий по районам Новгородской области наряду с телевизионными сюжетами она привозила множество новых имен доселе неизвестных поэтов и художников-самоучек и делала их творчество достоянием московской и санкт-петербургской общественности. Сама Лариса Морохова признается, что иногда сама не понимала, как ее хватало на все:

- Параллельно с работой на телевидении я еще занималась журналом «Русская провинция», по заказу московского телевидения снимала фильмы о художнике Илье Глазунове и иконописцах возрожденного храма Христа Спасителя, сотрудничала с информационными агентствами и уже тогда... начинала рисовать лаковую миниатюру. Я словно чувствовала, что опять переросла себя и что в очередной раз пришла пора перевернуть страницу.

Музыка цветов

Что моя героиня и сделала пять лет назад, покинув тележурналистику. Теперь у нее наконец-то было время, чтобы заняться тем, к чему тянуло все последние годы - живописью. В технике лаковой миниатюры ей вскоре стало тесно, и в один из дней рождений понимающий муж подарил своей творческой супруге мольберт и масляные краски. Лариса Федоровна вспоминает, что первая картина «Подснежники» была готова буквально за пару дней:

- Эти весенние цветы выросли в моем небольшом саду. Я смотрела на сорванный букетик, на нежные соцветия и сожалела, что пройдет совсем немного времени, и от беззащитной красоты не останется ничего. Миг цветения так краток и так красив, что захотелось сохранить его, запечатлев на холсте. Я рисую цветы, наверное, и потому, что вообще люблю красоту и всегда стараюсь отгонять от себя все негативное. И не только рисовать, но и сажать. Знаю, что возиться в саду любил и Сергей Рахманинов, кто знает, может быть, именно в цветах он слышал свою будущую музыку...

И действительно, среди картин Ларисы Мороховой, которые уже увидели новгородцы, очень много «цветочных»: «Васильки», «Голландский мотив», «Гиацинты». Кстати, почти все изображенные на картинах цветы выращены руками художницы. Вот и в эти весенние дни под окном ее дачи распустились крокусы. Возможно, и они попадут на полотно как воспоминание об очередной весне. Второй любимый жанр художницы - пейзажи, увиденные и нарисованные на даче, на отдыхе в Болгарии или просто в живописных уголках Новгородчины. Моя собеседница призналась, что и сама вот уже несколько лет создает такой уголок, высаживая на небольшом участке земли полюбившиеся кустарники: некоторые из них были привезены во время журналистских странствий по заброшенным дворянским усадьбам Новгородской области.

Лариса Федоровна рассказала, что продолжает учиться живописи в студии Татьяны Шангуровой, которая и сподобила ее на создание выставки. Но ничего нового в искусстве изобретать не собирается:

- Я никогда не хотела создать какую-либо новую школу, стиль или технику живописи. Хочу научиться писать, как делали это старые русские мастера. Никаких черных квадратов! Люди должны получать радость от созерцания искусства, и я буду стараться им ее доставить.

Здесь вспомнился стихотворный отзыв на выставку Ларисы Мороховой в ГДК: «В картинах слышу шум дождя и запах веточки сирени. И грусть, и радость бытия...».

А это значит, что главной своей цели художница уже добилась. Впрочем, сама она за известностью не гонится, а просто всю свою жизнь ощущает себя самодостаточным человеком, который ищет радость в окружающем его мире:

- Я редко выхожу, что называется, в свет. Мне больше нравится заниматься любимым домом, небольшим садом, в котором совсем скоро расцветут вишни, читать и рисовать. А радость - она приходит от красивого заката, интересного человека или просто от взгляда за окно, за которым я каждый день вижу Знаменский собор, так похожий на ярославский храм Ильи Пророка! Смотрю, и каждый раз словно встречаюсь со своей родиной и детством. Разве это не счастье?

Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура