В зале худенькая танцовщица в джинсах-шароварах поднимается на правый носок, затем — на левый. Дрожь-волна бежит по всему, словно пластилиновому, телу. Девушка стоит, опустив голову: носок, носок, волна. Выходит другая участница перфоманса, начинает повторять эти движения, но уже по-своему…
Это и есть импровизация, которой пытается добиться от своих учеников Олег Сулименко. Когда человек в зале начинает свой перфоманс, то он не знает, чем оборвется действо. Нужно чувствовать себя, наблюдать за эмоциями, и тогда тело само передаст их зрителям и подскажет, когда пора замереть.
— Если ты стесняешься — почувствуй, что это твое качество, — считает Олег. — Бояться сцены лучше всего на сцене.
Перфоманс — одна из форм современного искусства, в рамках которого художник выполняет те или иные действия во взаимодействии со временем, местом, где он находится, и зрителями. Олег Сулименко, инженер по профессии, искусством перфоманса и современным танцем начал заниматься более 20 лет назад. В 1991 году с единомышленниками он организовал «Театр Сайры Бланш», а спустя три года организовал первый в России центр контактной импровизации.
По мнению Олега, перфоманс — одно из самых честных и в то же время таинственных искусств. Если в действиях перформера нет загадки — они не интересны. Если же все гармонично — зритель получает шанс взглянуть на окружающий мир иными глазами.
— Однажды в одном из театров Англии я видел перфоманс, который меня потряс, — делится своими ощущениями хореограф. — Человек в течение часа расхаживал по сцене и объяснял сложные вещи через простые: стол — это стул без спинки, тигр — это большая кошка, французский поцелуй — это поцелуй с языком. Все просто и в то же время глубоко.
Тем временем, пока корреспондент «НВ» беседовал с перформером, мастер-класс достиг кульминации. Худенькая девушка в джинсах-шароварах вскидывает вверх руку. Рука-качель ищет. Вверх-вниз. Голова. Пятка. Трудно. Медленно. Тру-удно. Не найти.
Участница действа оборвала его: ушла и села на пол в сторонке.
Ничего не понятно, и одновременно понятно все.