Вторник, 23 апреля 2024

Информационный портал

Редакция

Мы к вам заехали на час

{thumbimage 150px 1}С точки зрения организации гастрольного шоу-бизнеса, географическое положение Великого Новгорода — его беда и счастье.
Сегодня удивить новгородцев вниманием звёзд федерального масштаба не так-то просто: Дмитрий Хворостовский? Был! Юрий Шевчук? Пожалуйста! Елена Ваенга? Тоже заезжала. Череда громких имён круглогодично сменяет друг друга — только успевай клеить афиши!
Буквально несколько лет назад о таком изобилии было нечего и думать: раз в месяц состоится крупный концерт — и то праздник для города.
Мы, новгородцы, события такие не пропускаем, но парадокс в том, что организаторы зрелищных мероприятий всё ещё единодушны во мнении: гастрольный бизнес в провинции — дело рискованное и для получения прибыли малоподходящее.

Культуру деньгами не меряют

В областной филармонии уверены, что в Великом Новгороде есть всё для приезда именитых гостей: доброе имя, крупные площадки, техническое оснащение и, наконец, желание работать в этой сфере.
— Ограничений в вопросе, какого масштаба звезду привезти, мы не делаем, — рассказывает Людмила ТЕРЕНТЬЕВА, директор филармонии по концертной работе, — здесь главное договориться. Переговоры с Хворостовским начали вести за год до его выступления, сговориться со Спиваковым удалось за полгода, а вообще многое в этом деле играет и случай. Не так давно я узнала, что известнейший танцевальный коллектив «Берёзка» выступает в Санкт-Петербурге с концертом, сделала звонок и договорилась, что заодно танцоры заедут и к нам.
И всё же проблема у новгородцев есть, пусть одна, зато какая. Имя ей — финансы. По словам Людмилы Прокопьевны, главный камень преткновения — стоимость артиста. У каждого существуют определённые условия, не укладываешься в них — нечего и приглашать:
— Особенно остро проблема встаёт при работе с эстрадой. У них есть требования, а остальное — проблема встречающей стороны. К счастью, это не совсем наш профиль. Филармонические коллективы прекрасно понимают, что Великий Новгород сложно сравнить со столицами по количеству населения и достатку, а значит, нам идут навстречу, и ценовая планка опускается.
В практике филармонии не раз бывали ситуации, когда предварительная продажа билетов шла, мягко говоря, не лучшим образом. Приходилось созваниваться с артистом и договариваться об уменьшении суммы гонорара. Любопытно, что многие гастролёры на это соглашаются. «Но я говорю о настоящих музыкантах, — ещё раз подчёркивает Людмила Терентьева. — В итоге мы можем остаться в минусе по рекламе, но концерт проходит, артист получает всё то, что собрано в кассе. В конце концов наша функция состоит не только в зарабатывании денег, но и в просвещении».
Впрочем, время от времени сорвать куш всё же удаётся. В частности, несмотря на внушительную стоимость билетов на того же Хворостовского (около пяти тысяч рублей), очередь у касс филармонии не рассасывалась два часа, в итоге зал был набит битком. Оно и понятно, в Москве сходить на русского баритона стоило бы никак не меньше 30 тысяч.
— Кстати, к нам на концерты часто приезжают жители северной столицы просто потому, что билеты у нас дешевле. Так, полюбившийся в Новгороде «Терем-квартет» традиционно везёт «хвост» из питерских поклонников, — объясняет Людмила Терентьева. — Наше географическое положение — это несомненный плюс: гастролируя в рамках тура, артисты идут на большие скидки, лишь бы не терять лишний день просто так. Великому Новгороду грех не воспользоваться возможностью. В результате наши гости часто соглашаются работать не по гарантии, когда мы обязаны выплатить ему оговорённую сумму, а исключительно ориентируясь на кассовые сборы.

От шоу-бизнеса осталось шоу
 
Сделаем шаг в сторону от филармонической классики к рок-музыке и эстраде. Здесь положение Великого Новгорода — если не недостаток, то уж точно сомнительное достоинство.
— Мы отошли от практики организации концертов в связке, к примеру, с Питером. В северной столице билеты будут стоить значительно дешевле, потому как площадки там намного больше наших. А значит, фанату проще доехать до Питера, чем переплачивать за билет в Новгороде. В наших городах не сделаешь цены на билеты порядка 8–10 тысяч рублей, — делится наблюдениями Валерий СЕРГЕЕНКО, один из организаторов концертного агентства «Маэстро».
Впрочем, благородная позиция относительно стоимости билетов встречается и в крупном шоу-бизнесе. Так, певец Юрий Шевчук традиционно лично устанавливает верхнюю планку на билеты, но это скорее исключение, чем правило.
Время от времени от проведения концерта приходится просто отказываться исходя из того, что Великий Новгород его попросту «не тянет».
— Я думаю, паузу надо сделать с Валерией: стоит дорого, а активного спроса нет, — размышляет Сергеенко. — Зато многие просят привезти Константина Никольского… Дело в том, что у агентств, работающих по стране, есть статистика, из которой видно, что певец не собирает залы, поэтому мы не рискуем. Мы постоянно отслеживаем, кто давно у нас не был. По Валерию Леонтьеву угадали на 100%, был переаншлаг. Теперь вот везём Александра Малинина, в Новгороде он не появлялся пять лет.
Валерий Сергеенко отмечает, что от шоу-бизнеса сегодня осталось одно шоу. Большая охота звезд совершать гастрольные туры — результат финансового кризиса. Звёзды перестали зарабатывать на крупных корпоративах, кроме того, закрылись казино, так что теперь приходится путешествовать с гастролями.
— Ещё один аспект сегодняшнего шоу без бизнеса — предельное разделение рынка. Стаса Михайлова «возит» одна компания, Елену Ваенгу другая, так что парням из провинции к таким «величинам» нечего и соваться. Я бы вот Юрия Антонова никогда в Новгород не привез, финансовый риск кажется просто колоссальным, — признаётся Валерий. — Тем не менее московское агентство на него идет, и выступление Антонова обещано.

Комплекс провинциала

Излишне рисковать боятся не только компании, работающие на привоз звёзд, но и новгородцы. Вроде бы и прошло время, когда по стране ездили сразу несколько коллективов под общим названием «Мираж», а зритель всё ещё боится, что его могут попросту надуть.
Хотите верьте, хотите нет, но на будущий сентябрь концертному агентству «Маэстро» поступило предложение поддержать в Великом Новгороде тур Scorpions по России.
— У нас жив комплекс провинции. Люди сомневаются, что западные звёзды крупного калибра приедут к нам, думают, что это обманка. Так что мы от заманчивого предложения отказались, чтобы не остаться в минусе, — комментирует Валерий.
Кстати, стоимость билетов могла бы обойтись ничуть не дороже, чем пропуск на концерт «Машины времени», которая посетит Великий Новгород в апреле. Казалось бы, парадокс, но у него есть объяснение: работать с западными светилами проще. Устроители концертов считают: у них есть понимание того, что они с прокатчиками делают общее дело. Что от успеха шоу будет зависеть их рейтинг. Ведь они ездят в поддержку своих альбомов за популярностью и имиджем, а деньги — не главная цель.
Кроме того, у зарубежных гастролёров дело поставлено с размахом: сначала делается шоу, под него приобретается оборудование вплоть до авиатранспорта. То есть на месте им нужен минимум условий. Наши же обходятся меньшими усилиями, так что от «неожиданностей» вроде плохой акустики зала никто не застрахован.
Кстати говоря, подходящих площадок для масштабных мероприятий в Великом Новгороде всё же недостаёт. Судите сами: филармония — лучший акустический зал по Северо-Западу, но рассчитан всего на 600 посадочных мест, Дворец культуры «Акрон», конечно, больше, но как степенно сидеть на креслах, когда на сцене выступает любимая группа?
— С Ледовым всё тоже далеко не так просто, как кажется на первый взгляд, — вносят дополнения сотрудники «Маэстро». — Коробка вроде бы есть, но в случае концерта нужно ставить дополнительные трибуны. А главное — стелить на лёд покрытие, которого в Новгороде нет. В случае надобности везти его приходится из Череповца, потому что в Питере стоимость выше в восемь раз.
 
Мария КЛАПАТНЮК
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.04.2024 года