Понедельник, 06 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Неистовые роконосцы

{thumbimage 150px 1}Легендарная группа «ДДТ» отыграла концерт в  Великом Новгороде
Долго рассказывать о том, кто такие «ДДТ», о вкладе группы в современный русский рок и о регулярных вмешательствах её лидера в общественную жизнь страны.
Да и вряд ли имеет смысл — все уже давно растиражировано СМИ. Тем более, что и сам Юрий ШЕВЧУК с недавнего времени представляется ёмко и лаконично:
«Я Юра, музыкант». Фраза уже успела стать визитной карточкой для любого случая, избавляя лидера группы от длинных, официальных приветствий. Вот и общение с Великим Новгородом началось именно с этого.
В первую очередь нужно сказать, что группу в городе ждали. Ярые поклонники заранее обсуждали, где и в каком составе собраться перед концертом, как показать себя Юрию Юлиановичу в лучшем виде, чем удивить его. Встреча же журналистов с Шевчуком прошла, что называется, в теплой дружеской обстановке.

Мимо политики

Разумеется, бал правил Юрий Юлианович: вместо ответов на серьёзные общественно-политические вопросы в большинстве случаев отшучивался, много философствовал, читал стихи, время от времени каламбурил: «Великий Новгород — родина России? То есть родина России — мужчина… Хорошая мысль. В России всё бывает. Наша страна очаровательная, поэтому всё в ней возможно».
— Что не устраивает вас в современном обществе? — поинтересовались из зала.
— Я не критикую современную политику, потому что политики нет в стране, — начал пространно объяснять Юрий Юлианович. — А когда нет политики в партиях, всё вываливается на улицу, а это уже акты гражданской справедливости. У нас есть одна воля, одна вертикаль. Одна партия и две головы… Но я очень рад передовой молодёжи, которая опять захотела не просто секса, а любви — она перестаёт наслаждаться лозунгами общества потребления. Есть ощущение перемен в обществе, много людей стало задумываться, где мы живём, куда будем двигаться. В Интернете на эту тему вон какие копья ломаются — сейчас в России идёт полемика между прошлым и настоящим. Года три-четыре назад думали только о деньгах, теперь деньги кончились, поэтому думают ещё и о любви.
— А что надо сделать, чтобы жить стало лучше? — не унимались журналисты.
— Учиться, книжки читать, делать зарядку по утрам, учиться любить. Это написано в умных книжках. Решение проблем — это и есть зачатки гражданского общества, о котором говорят очкарики, — улыбнулся, блеснув стеклами очков Шевчук. — Мы многое можем сделать сами, просто привыкли думать, что царь, Бог, герой нам помогут. Сейчас мы в потёмках, но у нас есть 10—20 лет на поиски. Если не выйдем, будет ещё хуже.

Про детство, тенденции и жёлуди


С тем общественно значимых разговор плавно перетёк к более узким, творческо-групповым планам.
Музыкант рассказал о своём новом альбоме, работа над которым идёт уже второй год, и пока неизвестно, когда закончится, о том, что за последнее время состав группы серьёзно изменился:
— Дядя Миша ушёл, он же Михаил Чернов, ушел барабанщик Игорь Доценко, художник Володя Дворник, ушёл наш светохудожник. Зато сейчас у нас новый барабанщик — ему всего 21 год, но он работает в той манере, которая необходима для альбома. У нас новый тромбонист — Антон. К нам пришла новая певица, интересная фольклористка Алёна Романова. Люди уходят, люди приходят. Главное — по-людски расходиться, без дележа. Тяжело быть долгие годы в творческом напряжении, это надоедает.
— А как вы считаете, группы с длинной и богатой историей должны развиваться, или предпочтительнее всё же держать какую-то марку?
— Есть две породы музыкантов: одни собственные штампы называют стилем, а вторые, почестнее, свои штампы называют штампами. Мы из вторых. Мне всегда скучно какое-то одно направление. Музыка огромна, и нам интересно сталкивать и сливать те формы, которыми мы владеем, а их немало, в три легендарные буквы «ДДТ». Вот и новый альбом — мне бы хотелось, чтобы он отличался от предыдущих всем своим содержанием, но, к сожалению, я не так талантлив, чтобы сразу всё поменять.
— И всё же ни один концерт не обходится без «Это всё» или «Последней осени». Как вы сами к этому относитесь?
— Я к этому отношусь как к просьбе. Представьте: пришли гости домой и просят показать старые фотографии. И я показываю — вот «Последняя осень», это я в детстве. А это уже другой год. В общем, с удовольствием. Кстати, на новгородском концерте будет скорее альбом фотографии, но с какими-то краями из новой программы. Потому что показывать только старое — это пошло.
Юрий Юлианович неожиданно перебил сам себя:
— А вот теперь я вам хочу задать вопрос: почему так тяжело идут билеты в стоячий партер? Уже распроданы все сидячие места. Но рок-концерт — это же когда ты получаешь энергию, стоишь у сцены и подпеваешь. Весь мир к этому пришёл. В Питере билеты в стоячий партер дороже в три раза, а в замечательном Новгороде почему-то наоборот — все хотят сидеть.
Пару вариантов ответов певец отвергнул как несостоятельные, зато взамен предложил свой собственный:
— Основная масса привыкла к попсе. Чтобы ты сидел впереди со своей дамой и слушал что-то. Но сейчас другая тенденция.
Впрочем, остальные отличия мегаполиса от провинции были скорее в пользу последней: и люди здесь чище и неба больше, а денег и суеты, соответственно, меньше. А ещё Юрий Юлианович заметил, что абсолютное большинство людей занимается ерундой, забывая о вечном, — интересуются какими-то незначительными мелочами, мельтешат по пустякам вместо того, чтобы познавать свой собственный космос.
— Все люди добрые, но не все об этом знают; умные, бесстрашные, но не все об этом знают. Как же интересно нырнуть в это искусство познания, — отправился было в дебри философии рок-музыкант, — но я всё-таки пошёл другим путём. Когда в доме пожар, трудно заниматься самосовершенствованием, нужно срочно спасть близких. Сейчас в нашем доме, в России, — пожар. Поэтому прежде всего сейчас необходимо быть гражданином.
Неизвестно, до каких ещё глубин самопознания договорились бы собравшиеся, тем более что пространные ответы музыканта только раззадоривали любопытство публики, как вдруг Юрий Шевчук встал и таким образом пресс-конференцию завершил.
Были, конечно, потом и фото на память, и многочисленные автографы, а ещё обещание поддержки в борьбе за нашумевший Химкинский лес от новгородского блоггерского сообщества: «Хотим прямо на концерте подарить вам ведро желудей с новгородской земли. Их посадить можно, и будут расти!» — пообещали новгородцы под одобрительные кивки Шевчука.

Ограничимся трибунами


Пока лидер «ДДТ» рассказывал прессе о смысле жизни и пути к вечным радостям, в Ледовом дворце полным ходом шла подготовка к предстоящей феерии: из четырёх фур спешно выгружались будущая сцена, массивные колонки и множество различной аппаратуры. По площадке Ледового с нивелирами и молотками бегала новгородская молодёжь из культурно-технического центра «Открытие» и устанавливала дополнительные трибуны.
— Вы концерт Олега Газманова на Софийской площади видели? Вот его полностью делали мы, потому что мы это можем, — объяснил Владимир ЛЕБЕДЕВ, руководитель культурно-технического центра «Открытие». — А здесь свет, звук, да и всё остальное — привозное.
По словам Лебедева, опыт работы на крупных мероприятиях города у «Открытия» колоссальный. Алексей Глызин, Наташа Королёва, Александр Розенбаум, группа «Браво», все звезды, что выступают в Новгородском театре драмы, работают на оборудовании культурно-технического центра.
— Для сравнения: райдер (техническая заявка на необходимое оборудование. — Прим. ред.) у Газманова расписан на двух листах. У рок-группы «Машина времени» райдер размещается уже на двадцати пяти, а что там у «ДДТ» — я не знаю. С ними приехали питерские ребята, пусть они и работают, мне трибун хватает, — подытожил Владимир.
А вообще, судя по отрывочным рассказам руководителя «Открытия», чем старше звезды и чем ярче они светят, тем меньше проблем возникает при закулисном общении. К примеру, два концерта с «Фабриками звезд» иначе как со вздохами в коллективе не вспоминают: нервов было потрачено немало, и всё из-за неземных запросов и чрезмерной «звёздности» гостей. Другое дело Шевчук — мужик простой и свой в доску.
Это же мнение подтвердили жизнерадостные водители Володя и Алексей, доставившие из Санкт-Петербурга оборудование для «ДДТ» и теперь свободные на ближайшие сутки:
— Работать с дядей Юрой — одно удовольствие! Он не то что какая-то вышка! Всегда подойдёт, поздоровается за руку, расскажет что-нибудь интересное. Нормальный мужик, короче.
Кстати, водители признались, что если бы им творчество «ДДТ» не нравилось, то они и работать с группой не стали бы. В общем, ни Киркорова, ни Пугачёву бы не повезли. Зато с Юрием Шевчуком мотаются по всей России: из Питера в Красноярск, потом и в Петропавловск-Камчатский, а затем обратно в европейскую часть России.
— Чтобы просто не сидеть без дела, обязательно бываем на всех концертах, знакомимся с городами. Вот и сегодня переночуем, а завтра двинемся в город — на экскурсию, — объяснили прелести кочевой жизни водители.

Всё должно быть просто хорошо

Впрочем, это радости водителей, а вот для сотрудников питерской компании «Еврошоу», обеспечивающих выступление «ДДТ», рабочий день перед завтрашним концертом только-только начинался, несмотря на то что на часах было уже около семи вечера.
— Сегодня будем завешивать звук, парни поработают со светом и видео, и, думаю, что где-нибудь после полуночи разберёмся, — привычно поясняет Андрей ВАСИЛИСКОВ, один из техников по звуку. — Не жалуюсь. Работа вполне нормальная, так сказать, для мужчин. Хотя у вас тут, я вижу, и женщины трибуны строят.
Кстати, разговорить техников и выспросить у них какие-либо секреты относительно работы с группой — дело поистине сложное. Каждый отвечает общими словами, при этом пряча правду под приветливую улыбку. К примеру, Андрей в ответ на вопрос «Насколько придирчивы «ДДТ» к технической стороне концерта?» удивлённо пожал плечами:
— Они не придирчивые! Просто предпочитают хороший звук, хороший свет и грамотное видео. Надеюсь, поэтому и работают с нами, что приятно.
И ещё: каждый концерт группы — это компромисс между глобальными художественными планами «ДДТ» и реальностью, которую могут обеспечить техники. Кроме того, несмотря на один состав программы, шаблон в выступлении «ДДТ» так и не сложился. Даже в туре по Дальнему Востоку, когда за два месяца прошло более десятка концертов, каждый серьёзно отличался от предыдущего. «Что будет завтра — для меня загадка…» — не раз было произнесено устроителями в Ледовом, тем более что и само здание тестировалось компанией «Еврошоу» впервые.
Примечательно, что на общем фоне сосредоточенности и занятости делом Александр БРОВКО, более 20 лет сотрудничающий с группой «ДДТ» в разных ипостасях, а последнее время исполняющий обязанности пиарщика, — выглядел совершенно свободным. И так оно и оказалось. Правда, объяснения Александром этого феномена были весьма необычными: «Пиариться «ДДТ»  не хотят, скромные такие».
В ответе на вопрос о стиле группы, о том, что за время существования он не раз претерпевал серьёзные изменения, Александр признался:
— Многие с сожалением говорят, что «ДДТ» стали не те. Другим это нравится! Но на кого же нужно ориентироваться? По-моему ответ один — на себя. Всё может измениться, если будет найдено что-то органичное. Ведь это не работа, это жизнь. Сейчас у группы появилась вокалистка, а я могу допустить, что через какое-то время «ДДТ» будет выходить на сцену в строгих костюмах. В новых условиях это может быть вполне органично.
Напоследок Александр с хитринкой прибавил:
— А я ещё и на гитаре играю! Соло в «Последней осени» исполнял.
Что тут скажешь? Несколько слов, и человек на глазах превращается в легенду.

Что такое «ДДТ»?

Можно не разделять гражданскую позицию Юрия Шевчука и не вдохновляться злободневными, подчас грубоватыми песнями, не находить смысла в отдельных его поступках, однако в таланте Юрию Юлиановичу отказать нельзя, как нельзя не оценить его работу на концертах.
Поклонники знают, куда и зачем идут. Знают, что если уж будет концерт, то будут и «шаманские» танцы на переднем краю сцены, и оригинальные соло всех без исключения участников группы, и глубокомысленные «проповеди», обращённые к залу, а также обязательный выход на бис после долгих и бурных криков поклонников, когда, казалось бы, всё закончилось.
Было так и в Великом Новгороде. Да и вообще, рок-концерт он везде рок-концерт, будь то столица или провинция. Впрочем, отличия всё-таки имеются. Вот, к примеру, на концертах «ДДТ» в Санкт-Петербурге не так просто встретить пару в солидном возрасте: он — с галстуком, она — с ридикюлем и каблуками, а у нас такие были, и немало. Этим и объясняется, почему сидячие места разошлись первыми. Да и букетами роз рокеров в столицах не слишком балуют, а тут — пожалуйста, главное — изловчиться и суметь его передать. Но это уж дело случая.
А в остальном всё то же. Кричалки: «У кого есть лишний билетик?» перед входом в Ледовый, волнение милиционеров, выстроившихся у сцены: «Как поведёт себя разгорячённая публика?».
— А вот вы случайно не знаете, как расшифровывается «ДДТ», — поинтересовался у корреспондента «НВ» молоденький милиционер Марат, следящий за порядком перед сценой. — Сам я из Дагестана, группы такой не знаю, вот и стало любопытно.
Парень оказался словоохотливым, так что через несколько минут стало известно, что пару часов назад Марат поздоровался за руку с бородатым дядькой в очках, пообщался с ним, а когда дядька начал репетицию, милиционер понял, что это и есть Юрий Шевчук. Разговор мог бы и затянуться, но тут на сцене появились те самые очки с бородой, и всё внимание обратилось на Шевчука.
Остаётся лишь добавить, что концерт был действительно хорош! Даже несмотря на гуляющий по Ледовому дворцу звук и шутливое противостояние аудитории и дяди Юры: певец с завидной настойчивостью знакомил аудиторию с новой программой, а слушатели хотели старенького. «Вечно вам старое! Так и жить будете по-старому», — с улыбкой резюмировал Шевчук и брал знакомые аккорды культовых песен.
Рок-музыкант хвалил публику со сцены за атмосферу Рождества в зале, когда поклонники организованно зажгли десятки бенгальских огней: «Всё же придумали, как отличиться!». Правда, принять жёлуди в подарок Юрий Юлианович чуть не забыл, но новгородцы не растерялись — доверху полное синее ведёрко певцу передали уже через бортик за сцену после концерта.
 
Мария КЛАПАТНЮК
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года