Четверг, 19 сентября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Хозяйка цветочного города

{thumbimage 150px 1}Представьте себе очень большой домашний сад, где каждая лужайка знакома, каждый цветок — родной. А если этот сад величиной с город? Чтобы воспринимать его близким себе, нужно иметь не только высокий профессиональный уровень, но и особый взгляд на мир.
Мысль поближе познакомиться с людьми, отвечающими за озеленение Великого Новгорода, витала в воздухе перед корреспондентом «НВ» еще с мая, ведь редкая улица в городе обходится без симпатичной клумбы с цветочной композицией или нежного газончика. Недаром и гости города в первую очередь характеризуют Новгород как «очень зелёный», а уж потом вспоминают о куполах церквей и стенах кремля. Между тем хозяйкой цветочного города можно с полным правом назвать Ирину РОМАНОВУ, начальника участка озеленения Треста зелёного хозяйства.

Не одинаковы с лица

Встреча с ней, надо заметить, организовалась далеко не сразу. Сказать, что у городских озеленителей сегодня страда, значит не сказать ничего. Даже не принимая в расчёт аномально жаркое лето, городские клумбы, совсем как дети, требуют ежедневного ухода: где-то травинку выдернуть, в другом месте — цветок подсадить, а где-то и пивную банку донести до ближайшей урны. Ну а если учитывать и рекордные температуры, то ситуация становится совсем уж напряжённой: до полуденного зноя все зелёные подопечные должны быть осмотрены, политы, приведены в надлежащий вид. Так что время встречи переносилось несколько раз.
— Простите, что опоздала, только что прибежала с Торговой стороны, — начала нашу беседу Ирина Марковна, усаживаясь на скамейку в скверике Сергея Рахманинова. — Шла к вам на встречу и увидела разрушенную клумбу. И кому понадобилось ее портить? Теперь вот восстанавливать придётся.
Но грустить новгородскому мастеру не к лицу: о своём образовании строителя, о том, как в шальные девяностые было не до профессии, лишь бы семью поднять на ноги, о том, как неожиданно поступило предложение работать в Тресте — она рассказывает с улыбкой:
— Могу сказать точно, что о своём нынешнем месте работы я ничуть не жалею: раньше строила дома, теперь цветочный город, и уверена, что внешний вид Великого Новгорода меняется в лучшую сторону.
И как с этим поспоришь? В памяти сразу же возникают городские пейзажи, удачно дополненные акцентами ярких цветочных клумб. Ирина Марковна да и все её сотрудницы своих питомцев знают буквально наперечёт. Уверяют, что одних лишь бархатцев на новгородских клумбах восемь сортов, а бегоний полтора десятка. Кроме того, облик города украшают герани, розы, анютины глазки, кохии. Каждый год на городских клумбах доминируют разные виды цветов: этим летом Софийская площадь красуется бегониями, а Торговая сторона утопает в бархатцах.
— Для того чтобы создать эту красоту, всю зиму мы проводим в изобретении тематических эскизов клумб, закупке различных видов семян, выращивании рассады, — поясняет специалист. — Целый штат сотрудников в компьютерных программах анализируют, насколько хорошо будут сочетаться цвета, удачно ли лягут рисунки на местность.

На что воображения хватит

Ирина Марковна признаётся: первое, что она берёт «на карандаш» во время путешествий, — состояние городских парков и клумб:
— Всегда интересно, насколько аккуратно выполняют свою работу коллеги, у кого клумбы оригинальнее. Сознаюсь, в поездках у меня всегда с собой фотоаппарат — домой я привожу большой архив с «портретами» городских клумб, а потом использую этот материал в качестве подсказки для дальнейшей работы.
По впечатлениям Ирины Марковны, на достойном уровне планку держат Пушкин и Пушкинские горы, райским уголком выглядит Печорский монастырь, а впереди как заветная цель маячит северная столица с огромными площадями скверов, заполненных самой разнообразной зеленью:
— Мы же пытаемся из года в год создавать что-то новое и неповторимое. Посмотрите вокруг! Казалось бы, неброские панно из бегоний в сквере, но сколько труда было вложено в их создание! Ведь перед коллективом стояла непростая задача — цветники не должны перекрывать красоту памятника, значимость места. В то же время хотелось учесть любовь Рахманинова к бело-розовому цвету.
На помощь пришла всё та же бегония, густо заселившая отведённое ей место, да саженцы сирени, которые дадут цветы той же окраски.
Впрочем, в кажущейся простоте каждый может увидеть что-то своё, в зависимости от  собственного воображения. Так, наша героиня с увлечением рассказала о красавице-берёзке, что стоит у входа в кремль. Окружённая альпийской горкой, она напоминает даму с пушистым воротником из лилейника, украшенную разноцветными бусами и брошью из цветов. «Мало кто из прохожих это замечает, — удивляется  Ирина Романова, — но уж если обратить их внимание, широко открывают глаза: «Надо же, и правда!».
Случай этот далеко не единичный: в тёплое время года на цветочных коврах Новгорода раскидываются цветочные колокола и звёзды, георгиевские ленты и праздничный салют — мы же, горожане, замечаем лишь цветную рябь и, спеша, бежим вперёд.

Памятная фотокарточка

Как и других творческих людей, работа сопровождает Ирину Марковну и дома, правда, в более скромном варианте.
Помимо навыков, приобретённых благодаря архитектурному образованию, пригождающихся в изготовлении эскизов будущих клумб, хорошим подспорьем для мастера служит ежегодная дачная практика, которой она занимается уже три десятилетия.
— Постепенно моя дача превращалась в цветочный сад — если в 90-е годы цветов там почти не было, всё больше съедобные овощи, то сегодня по рекомендации детей я оставляю под овощи минимальные площади, — поясняет Ирина Марковна. — Глядя на меня, многие соседи перешли с огородных на цветочные участки. Теперь ходим друг к другу в гости, оцениваем умение, если находим что-то редкое — меняемся.
А для того чтобы процесс любования и обмена не прекращался с окончанием тёплого времени года, все любители цветов завели себе специальные фотоальбомы, в которых фотографии любимых питомцев.
— Рассматриваем их зимой и заранее готовим обмен, потому что, несмотря на обилие фирм, торгующих семенами и рассадой, настоящую экзотику отыскать не так просто. Вот казалось бы, чего проще — мята! Но ведь она бывает шоколадная, апельсиновая, лимонная. Как-то пыталась посчитать, что растёт на моём участке. Оказывается, одних флоксов дюжина расцветок.
На вопрос, разговаривает ли она со своими питомцами, Ирина Романова честно отвечает, что без этого никуда. Хвалит, уговаривает, а иногда и грозится:
— Как-то раз рассердилась на цветок — три года стоял у меня и не цвёл. Я ему и сказала: если не зацветёшь — выброшу. Когда он выдал две огромные стрелы, глазам своим не поверила, а потом с гордостью показывала соседям.

Источник бед
и вдохновений

Пока мы мирно беседовали, небольшая группа молодежи, привычно сфотографировавшись на фоне Рахманинова, шумно покинула место отдыха, оставив пластиковую бутылку на парапете памятника.
«Я сейчас!» — Ирина Марковна направилась в сторону памятника, по дороге очистила клумбу от засохшего растения, взяла бутылку, бросила в урну и вернулась на нашу лавочку.
— Вот и получается, работа вроде благодатная, но и тут нервы… — вздохнула огорчённо. — К сожалению, «благодаря» нашим жителям работа состоит из двух стадий. Сначала надо мусор убрать, а потом уже красоту наводить: ведь цветы среди пустых бутылок и обёрток вряд ли кто оценит. Только считается, что мы — начальники, но спектр деятельности не ограничивается надзором. Весь наш коллектив при случае полет грядки, убирает мусор и расстраивается из-за невоспитанного поведения новгородцев.
Впрочем, больше всего благодарных слов и улыбок Ирина Марковна и её коллеги получают от всё тех же горожан. Личной наградой считают туристов, фотографирующихся на фоне цветников, любят бабушек, заботливо крестящих молодые саженцы, «чтобы прижились».
— Вы не представляете, с каким праведным гневом некоторые горожане обрушиваются на нас по осени, — вспоминает героиня. — «Зачем вы опустошаете клумбы, мы будем на вас жаловаться!». Приходится объяснять, что делается это не во вред, а наоборот — во благо. Что из промёрзшей почвы цветы будет просто не вынуть. Только тогда люди немного успокаиваются.
И всё же осенний вид чёрных квадратов на местах, ещё недавно радовавших коврами цветов, красноречивее остального напоминает — совсем скоро зима. Впрочем, мастера не расстраиваются. Они уверены в том, что новый сезон принесёт новые оригинальные идеи.
 
Мария КЛАПАТНЮК
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Русское сокольство» помогало эмигрантам хранить культуру своей Родины в чужой стране.

Русские соколы

Новую музейную выставку в Боровичах посвятили изгнанию и возвращению семьи Никушкиных-Вербицких

18.09.2024 | Культура

В Великом Новгороде Елена любит и парадные пейзажи, и потаённые уголки.

Лучшая версия города

Новгородская художница создаёт серию рисунков про Великий Новгород

18.09.2024 | Культура

Творчество Елены Фроловой неизменно увлекает слушателей.

«…и свет таинственный»

Концерт в Великом Новгороде впервые даст певица, поэт и композитор Елена Фролова

18.09.2024 | Культура

Юбилейный сезон театр «Малый» открывает 14 сентября спектаклем «Зима, когда я вырос» по книге Петера ван Гестела.

Внимание на классика

В ХХХV творческом сезоне Новгородский театр «Малый» покажет «Онегина»

11.09.2024 | Культура

За 14 недель «Новгородского лета» прошло более 2000 мероприятий. В них приняли участие свыше 400 тысяч гостей и зрителей.

До свидания, «Новгородское лето»!

Губернаторский проект в этом году собрал рекордное число участников

04.09.2024 | Культура

Каждый видит свою грушу.

Грушевое лето

Поклонники художника Николая Локотькова создали целую галерею реплик на творчество мастера

04.09.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.09.2024 года

РЕКЛАМА