Суббота, 04 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

«Я испытываю неловкость от того, что я не романтик»

{thumbimage 150px 1}Свою первую песню «Изгиб гитары жёлтой» известный сегодня бард и исполнитель авторской песни, тогда ещё  студент физкультурного института Олег Митяев написал в 1979 году на лекции по плаванию. Так велико было у молодого человека желание принять участие в фестивале авторской песни, что проходил на Урале. На удивление автора, произведение сразу же стало очень популярным и даже — негласным гимном бардовского движения.
Впрочем, и другие его песни, такие, как «Волшебный дом», «Лето — это маленькая жизнь», «Крепитесь, люди, скоро лето» сразу же становились хитами среди любителей авторской музыки. Хотя музыкального образования у Митяева нет. В своё время он работал в разных областях: был преподавателем в институте, артистом Челябинской филармонии, монтажником и даже дворником. Учился заочно в ГИТИСе. Но своё истинное признание нашел именно в песенном творчестве.
Сегодня Митяев собирает полные залы. И Великий Новгород не стал исключением. Несмотря на усталость и плотный гастрольный график певец согласился встретиться с корреспондентами «НВ» за ужином в ресторане «Рахманинов». Первоначально строго отведенные десять минут магическим образом растянулись почти до часа. Беседа получилась очень содержательной и весьма остроумной. Мнение о том, что Митяеву чувства юмора не занимать, подтвердилось сразу же.
— Олег Григорьевич, лето, как известно, это маленькая жизнь. А весна?
— Весна — это одна из четырёх причин, которые мешают развиваться нашему сельскому хозяйству!
— А какое время года вас больше вдохновляет?
— Могу рассказать по этому поводу анекдот: когда Бетховен писал одну из своих симфоний, к нему подошла жена и попросила помыть полы. «Дорогая, — ответил он, — я пишу симфонию, а ты ходишь и меня отвлекаешь». «Но я же — источник вдохновения», — возмутилась супруга. «Кто ты? Ха-ха-ха... О!», —  воскликнул Бетховен и тут же принялся записывать ноты. Так что это процесс неописуемый.
— В вашем репертуаре очень много песен, посвящённых городам, странам, людям разных профессий. Что подвигает вас на такие, порой совершенно разные темы?
— Я люблю собирать записки, которые мне пишут зрители на концертах. Так вот, в Вологде мне пришло послание следующего содержания: «Год назад на концерте мы попросили вас написать песню о Вологде. Вы ответили, мол, нужны яркие впечатления. Так вот — я согласна!». Я думаю, я ответил на ваш вопрос.
— На бардовских фестивалях принято много пить, падать в костёр, тонуть в реке и т.п. Вы всегда следуете этим «заповедям туристов»?
— Знаете, я сейчас даже позавидовал тому, как вы об этом спросили. Мне бы хотелось так сделать, но…
— Что мешало?
— Ну, сначала то, что до тридцати лет я вообще не пил. Дело в том, что батя у меня в своё время выпивал хорошо, и я понимал, что этого делать не стоит. Но потом друзья из «Лицедеев» сказали мне, что пора бы уже начинать. Первый раз, надо сказать, получился образцово-показательным. Они наливали мне по трети стакана водки и следили за моими изменениями в организме: после каждого «дринка» я им докладывал о своих ощущениях, а они мне говорили, что делать дальше, чем закусывать. Правда, они забыли сказать, что ложиться спать сразу после этого дела нельзя, лучше протрезветь всё-таки перед сном. Но я на тот момент этого не знал, и потому на утро ощутил все «прелести» похмелья.
— А вы давно выезжали на природу по-настоящему: так, чтобы палатки, шашлык, песни под гитару?
— Мне и выезжать никуда не надо, я живу за городом, на природе.
— Но всё-таки это не то, согласитесь.
— Естественно. Но времени не хватает совершенно: у меня минимум по двадцать концертов в месяц. Из этого вагона сложно выпрыгнуть. Да и само окружение поменялось. Как-то на Грушевском фестивале к нам с Леонидом Марголиным, моим аккомпаниатором, подошли ребята-водники и сказали, что после фестиваля у них поход почасовой, пригласили с собой. На что Леня им ответил: «А мы против часовой»…
Хотя я тут как-то вспоминал на концерте, что году так 1978-м на ИльмЕнском фестивале, (на Урале тоже есть ИльмЕнское озеро, ИльмЕнь — пельмень — Урал), я спал в палатке с двумя девушками. Просил отозваться их, если они есть в зале… Но сколько лет прошло с тех пор!
— Интересно, а в караоке вы поёте?
— Попробовал как-то раз спеть свою же песню «Ненаточенные ножи». На что мне компьютер выдал: «Потренируйтесь. В следующий раз у вас обязательно получится».
— В советское время вы были активным членом КПСС. А в наше время вам не предлагали вступить в ряды проправительственной партии?
— Я искренне полагал, что советский гражданин должен быть сначала октябрёнком, пионером, комсомольцем и обязательно большевиком. Так оно и случилось. Но в итоге я понял, что надо уходить. В заявлении я указал, что мне просто не хватает времени, чтобы исполнять возложенные на меня обязанности. Рассматривая моё заявление, секретарь партийной организации сказал тогда, что «это заявление заслуживает…» и задумался. Потому что сказать «одобрения» было вроде бы ещё рано,  «осуждения» — вроде бы уже поздно. Поэтому он сказал — «понимания».
Когда же у Ельцина была предвыборная кампания, в которой, как вы помните, были задействованы многие артисты эстрады, я, признаться честно, ждал, когда же и мне предложат поддержать Бориса Николаевича. Будут предлагать большие деньги, а я буду отказываться, думал я. С другой стороны, сколько они могли бы мне предложить, продолжал мучительно я размышлять. Вроде дачу надо достраивать. И так я от этих мыслей мучался, не зная, какое решение в итоге принять, что сил моих уже не было никаких. А ко мне так никто и не обратился…
— Вы исполняете немало песен на стихи известных поэтов: как классиков, так и современных. Насколько это интересно слушателю?
— Если честно, меня повергло в шок, когда наш альбом с песнями на стихи Пушкина и Давида Тухманова за деньги не взял ни один канал. И что самое обидное — его даже не посмотрели. Но обидно мне было не за себя, а за Пушкина. Так получилось, что 210-летие со дня рождения Александра Сергеевича пришлось на год, когда в Москве проходило «Евровидение». И это событие затмило всё вокруг. Но дело даже не в этом, я думаю. XXI век — время пиара. Он затуманил людям разум. О каком будущем может идти речь, если у нас нет национальной идеи. Ради чего жить, ради денег?!
— Неужели нет никакого выхода, по вашему мнению?
— Мне неудобно перед людьми, потому что я лирик, а лирики поэтизируют окружающую действительность. И как бы ни было плохо, лирикам хорошо. От того, что я не романтик, я испытываю неловкость. Им-то как раз наша серая действительность не нравится, и они придумывают другой мир, мечты. А лирикам хоть бревна с неба — они опоэтизируют и это.
— Насколько я знаю, Булат Окуджава давал вам какие-то рекомендации относительно ваших стихов…
— На момент моего знакомства с Булатом Шалвовичем у меня в репертуаре была всего пара песен. В 1986 году мы вместе участвовали в «Марше мира» (гастролях творческой бригады бардов во главе с Булатом Окуджавой по городам России. — Ред.), и я там пел песню про родильные дома. Когда он её послушал, то сказал: «Олег, ну что это за рифма: Антон-дом? Петром и дом — другое дело». Ну, я взял и заменил. И когда мы в очередной раз выступали, я спел так, как он посоветовал. Потом он кому-то говорил, что мы вдвоём эту песню написали. Мне было приятно.
— А что вы делаете, когда нет вдохновения и не пишется?
— «Так бывает, — спокойно говорил Булат Шалвович, когда я жаловался ему по этому поводу. — Пока читайте». Вот я и читаю, благо мой сосед Эльдар Рязанов частенько рекомендует мне те или иные книжки. Так что, может быть, я стану образованным человеком.
— Вы счастливый человек?
— Не буду отвечать на этот вопрос, чтобы не сглазить.

СПРАВКА: Олег Григорьевич Митяев родился в 1956 году в Челябинске. Отец работал на трубопрокатном заводе, мать вела домашнее хозяйство. После окончания монтажного техникума и службы в армии учился в Челябинском институте физкультуры, там же написал первые успешные песни.
В 1987 году переехал в Москву, где и проживает до сих пор. В Москве возник дуэт Олега Митяева и Константина Тарасова, просуществовавший более 10 лет. Вместе они гастролировали по странам Европы, Южной Африки; выпустили ряд пластинок и компакт-дисков, в том числе с песнями Юрия Визбора в исполнении Олега Митяева; опубликовали две книги с текстами песен и нотами. С 1998 года Олег стал работать с Леонидом Марголиным — музыкантом, мультиинструменталистом, в его аранжировке песни Олега Митяева зазвучали по-новому. Последующие годы были отмечены выпусками новых дисков, концертами в лучших залах Москвы, аншлагами в Кремлевском Дворце съездов и концертном зале «Россия», премиями «Овация» и «Золотой Остап», изданием новых книг. Олег Митяев был принят в Союз писателей, стал обладателем звания «Заслуженный артист России». Диск с песнями Леонида Марголина на стихи Иосифа Бродского «Ни страны, ни погоста» в исполнении Олега Митяева завоевал Царскосельскую премию. Олег Митяев женат, у него четверо детей.
 Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года